Рефераты. Принципы составления бизнес-плана

4)                нравиться ли товар;

5)                предпочтение товара другим;

6)                намерение реализовать предпочтение;

7)                приобретение товара.


Организационный план


Цели и структура организационного плана

Привлекательность фирмы, вера в успех её бизнеса зависит от деловых качеств персонала и команды менеджеров.

Опытные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести предприятие из кризиса, и наоборот, неспособные могут загубить самое хорошее дело. Поэтому кадровые вопросы занимают важное место в бизнес-плане.

Разрабатывая организационный план необходимо ориентироваться на следующие цели:

1)     убедить потенциальных инвесторов в том, что выбрана наиболее удачная организационно-правовая форма бизнеса;

2)                показать с кем предприниматель собирается организовать дело, т.е. охарактеризовать менеджеров, которые будут занимать ключевые посты;

3)                доказать, что команда менеджеров и руководитель фирмы способны реализовать бизнес-план.

Организационного план должен иметь краткие характеристики всех тех работников, от которых зависит успех бизнеса.

В бизнес-плане должны быть охарактеризованы собственники, менеджеры и внешние консультационные фирмы.

В конце организационный плана необходимо привести пояснения по вопросу кадровой политики и стратегии фирмы.

Инвесторам должно быть ясно, как в дальнейшем будет осуществляться подбор, подготовка кадров и оплата труда работников фирмы.

Организационный план должен содержать такие подразделы:

1.           Организационная форма бизнеса.

2.           Потребность фирмы в персонале.

3.           Собственники фирмы, команда менеджеров, внешние консультанты.

4.           Организационная схема управления.

5.           Кадровая политика и стратегия.

Содержание основных разделов организационного плана

Процесс разработки организационный плана начинается с обоснования выбора организационной формы бизнеса.

На выбор организационной формы бизнеса влияют следующие факторы:

1)                ответственность (как предприниматель относится к риску потери собственного имущества и защите других участников бизнеса в случае провала);

2)                налоги (в зависимости от форм организации бизнеса);

3)                финансовые потребности;

4)                возможности роста бизнеса;

5)                управленческие способности предпринимателей;

6)                оперативность управления;

7)                сложность ликвидации фирмы.

В организационном плане необходимо указать основные причины выбора соответствующей юридической формы организации бизнеса, указать на выгоды такого решения, охарактеризовать возможные изменения юридического статуса в перспективе.

Особое внимание в этом разделе необходимо уделить характеристике собственников будущего бизнеса и руководителей фирмы. По небольшим бизнес проектам достаточно дать общие сведения о профессионализме и квалификации работников. По большим бизнес проектам даются характеристики всех ключевых руководителей.

Организационная схема управления фирмой подготавливается следующим образом:

1)                составляется перечень основных функций управления (производство, маркетинг, учёт, управление персоналом);

2)                составляется перечень организационных единиц (цехов, отделов, служб);

3)                составляется матрица – функция организационной единицы. При этом необходимо придерживаться правил:

а) все установленные функции должны быть разделены между исполнителями.

б) за каждое дело должно отвечать какое-то лицо, в противоположном случае функция выполняться не будет.

в) за выполнение определённых функций должен отвечать только один отдел или служба.

г) одному руководителю нельзя давать в подчинение более 5–6 подразделений.

4. на последнем этапе строиться организационная структура управления фирмы, на которой показывают все организационные единицы фирмы, их иерархические связи.


Производственный план


Задачи и составляющие производственного плана

«Конкурентную борьбу выигрывает на рынке, а проигрывают у себя дома». Поэтому инвесторов всегда интересует производственные аспекты бизнеса.

Производственный план основывается на маркетинговых прогнозах объёмов продаж и номенклатуры продукции.

В производственном плане приводятся стандарты, нормативы, касающиеся организации производства, материальных затрат, материальных запасов и т.д.

Основная задача производственного плана – доказать, что фирма:

– реально может организовать производство;

– способна изготавливать требуемый объём продукции соответствующего качества;

– имеет возможность приобрести необходимые ресурсы.

Производственный план должен дать ответы на следующие вопросы:

1)                какие производственные операции будут выполняться фирмой в процессе изготовления продукции;

2)                какие материально-технические ресурсы необходимы для изготовления продукции;

3)                какие внешние факторы могут влиять на производственный процесс.

Производственный план начинается с краткой характеристики производственного процесса и описания основных производственных операций в их последовательности.

Описывая технологический процесс необходимо указать:

1)                какие машины и инструменты необходимы для производства;

2)                какое сырьё и материалы будут использоваться;

3)                работников, каких профессий и квалификаций необходимо нанять;

4)                какие конкретные помещения необходимы;

5)                какие работы будут выполняться фирмой самостоятельно, а какие – сторонними организациями.

Содержание производственного плана

Разработка производственного плана начинается с составления основных производственных операций и технологических процессов. Здесь необходимо показать:

1)                откуда будут поступать сырьё, материалы, комплектующие;

2)                в какой последовательности, и в каких цехах будет осуществляться их переработка;

3)                куда продукция будет поставляться.

Если изготовление продукции будет осуществляться субподрядчиками, то необходимо указать какие работы будут осуществляться фирмой самостоятельно, а какие – субподрядчиками. Необходимо охарактеризовать субподрядчиков (месторождение; причины, обусловившие их выбор; затраты, связанные с их привлечением). При наличии приводятся копии заключенных договоров, контрактов, подписанных протоколов о намерениях.

В подразделе «Машины и оборудование» приводиться:

-                полный перечень машин и оборудования;

-                расчет затрат, связанных с их приобретением или арендой;

-                     информацию об амортизационных отчислениях по каждому виду оборудования и сроках службы.

В подразделе «Сырьё, материалы и комплектующие изделия»:

– необходимо привести перечень всех видов сырья, материалов и комплектующих изделий, которые будут использоваться в производственном процессе;

– необходимо указать конкретных поставщиков, конкретные цены, дать пояснения по вопросам финансовых и других условий поставки, указ местонахождения поставщиков;

– показать необходимые объемы запасов, указать особые условия их хранения.

В подразделе «Производственные и непроизводственные помещения» приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Необходимо описать помещение-местонахождение, ресурсы, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными коммуникациями.

В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы. К основным внешним факторам относят:

-                     возможность приобретения производственных ресурсов;

-                     вероятность проявления новых технологий производства данной продукции;

-                     юридические ограничения – санитарные нормы, требования к утилизации отходов и безопасности.


Оценка рисков


Виды возможных рисков

Любая деятельность в бизнесе связана с рисками. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования действуют в условиях полной или частичной неопределённости, например: неопределённость цели при многовариантном выборе; неточности оценок развития внутренней и внешней среды, действий конкурентов; отсутствие полной информации при разработке бизнес-плана.

Чтобы получить поддержку инвесторов нужно показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе. В бизнес-плане необходимо дать ответы на такие вопросы:

1)                насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски, связанные с данным бизнесом;

2)                может ли руководство разработать план действий в условиях неопределенности.

В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что ему учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.

Основные виды рисков:

1)                производственные риски – связаны с возможным невыполнением фирмой своих обязательств по контракту;

2)                финансовые риски – связаны с нарушением фирмой своих финансовых обязательств;

3)                инвестиционные риски – связаны с возможным обесцениванием инвестиционного, финансового портфеля;

4)                рыночные риски – связаны с возможными колебаниями процентных ставок, курсов валют.

Чаще всего в бизнес-плане рассматриваются риски, являющиеся следствием следующих причин:

1)                неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса;

2)                реакции конкурентов (возможное снижение цен на аналогичные продукты);

3)                сезонная цикличность объёмов продаж;

4)                недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением;

5)                появление новых технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса;

6)                превышение производственных затрат над запланированными;

7)                трудности с получением сырья, материалов и комплектующих;

8)                цикличность потока наличности.

В бизнес-плане риски делятся на 2-е группы:

1)                внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой;

2)                внешние (экзогенные), которыми менеджеры непосредственно управлять не могут (рост ставок налогообложения, изменение курса валют и т.д.).

Риски также делят на:

-                      динамические риски связанны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем. Эти риски могут привести как убыткам, так и к возможному росту доходу;

-                      статистические риски – всегда приводят к убыткам, т. к. они связаны с потерей реальных активов или доходов вследствие недееспособности фирмы.

Концепция управления рисками

Концепция управления рисками включает следующие компоненты:

1)                оценка степени риска т.е. определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов, негативно влияющих на результаты деятельности;

2)                отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия;

3)                разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.

В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, покупателей и т.д. Выявление возможных рисков можно произвести различными способами: от сложного анализа в моделях до интуитивных догадок.

В бизнес-плане необходимо стремиться количественно, оценить риски. Существуют следующие количественные методы оценки рисков:

-                     статистический;

-                     экспертных оценок;

-                     аналитический;

-                     аналогический.

Результаты оценки рисков могут быть представлены как абсолютными, так и относительными величинами.

В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ценных бумаг, времени, имиджа). Причины возможных убытков могут быть разнообразными от политических факторов, экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы, дофорсмажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.

В общем виде цена риска:



где  – прибыль при отсутствии данного риска;

- прибыль при наличии.

Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков

Реагирование на возможные негативные последствия предусматривают разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатываются альтернативные планы.

Разработка альтернативных планов производится по этапам:

1.                определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно повлиять на бизнес;

2.                определение масштабов их влияния на бизнес;

3.                определение вероятности этого влияния;

4.                разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки, достижение которых свидетельствует о развитии неблагоприятной тенденции.

Альтернативные планы должны определять, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации. Наличие альтернативных планов свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовиться к ним заранее.

Различают внешние и внутренние способы снижения рисков.

К внешним способам снижения риска относят:

1)                делегирование части рисков партнерам по бизнес-плану;

2)                хеджирование;

3)                внешнее страхование рисков.

Хеджирование – это способ снижения рисков хозяйственной деятельности посредством заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции между поставщиком и потребителем. По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию и тем самым защищает себя от возможного снижения цены.

Услуги страховых компаний могут быть как стандартизированными, так и договорными.

Внешние способы снижения риска разнообразны, например:

1)                повышение качества и эффективности управления фирмой;

2)                диверсификация деятельности;

3)                лимитирование, т.е. ограничение верхнего предела инвестиций в определенный проект;

4)                создание запасов;

5)                увеличение обоснованности и полноты информации.

Фирма также может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Он связан с созданием специального резервного фонда для покрытия возможных убытков.

Самострахование применяется в случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика в сравнении с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Вероятность убытков невелика.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.