Рефераты. Принципы составления бизнес-плана

Принципы составления бизнес-плана

Бизнес-план в деятельности предприятий рыночной экономике

Разработка бизнес-плана

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом во всех сферах предпринимательства.

Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь своих целей и решить поставленные задачи.

Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке (бизнес-план нужен тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам, вашим сотрудникам, чтобы знать перспективы предприятия и свои задачи и собственнику, чтобы убедиться в реалистичности своего проекта).

Бизнес-план является рабочим документом, систематически обновляемым в связи с изменениями, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма и в экономике в целом.

Бизнес-план моделирует деятельность предприятия на текущий год и перспективный период 2–5 лет.

Разработка бизнес-плана осуществляется в 3 этапа:

1)                 проведение маркетингового изучения рынка – определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска;

2)                 формирование целей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетом маркетингового изучения рынка;

3)                 разработка основных разделов плана с конкретной оценкой эффективности конечных результатов, фиксируемых в сводном плане.

Бизнес-план должен быть тщательно проработан, обеспечен финансовыми ресурсами, затраты и получаемая прибыль должны быть обоснованы.

Включение какого-либо проекта в бизнес-плане возможно лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Бизнес-план позволяет решать следующие основные задачи:

1) обоснование экономической целесообразности направления развития фирмы;

2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (прибыль, объём продаж, доход на капитал);

3) определение источника финансирования выбранной стратегии (способы концентрации финансовых ресурсов);

4) подбор работников (команды), способных реализовать этот план.

Основная задача бизнес-плана – это концентрация финансовых ресурсов.

Инвесторы прежде, чем рискнуть капиталом хотят убедиться в его эффективном использовании, поэтому бизнес-план должен быть хорошо подготовлен для восприятия будущими инвесторами, он должен быть изложен просто и понятно для лиц, которые имеют ограниченное знание о продукте и рынке.

Необходимо стремиться к тому, чтобы объём бизнес-плана не превышал 50 страниц.

Подготовка и использование бизнес-плана

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой компанией.

Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или новый метод организации и управления производством (любая инновация). Он предполагает свою идею для бизнес-плана.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации при росте объемов производства разработки бизнес-плана, направлены на совершенствование производства и поиск путей снижения издержек.

Практически все фирмы предусматривают мероприятия по обновлению и совершенствованию выпускаемой продукции и постоянно испытывают дефицит в средствах на свое развитие.

Большинство инвесторов любят читать одно или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме).

После краткого содержания обычно приводятся сведения о фирме:

1) образование фирмы – дата создания, регистрация, место расположения, организационно-правовая форма фирмы, структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных акций, номинальная и биржевая цена). Основной банк в котором открыты счета фирмы, руководство фирмы (председатель, генеральный директор, главный бухгалтер, юрист и основные менеджеры – их квалификация и образование);

2) организационная структура фирмы с указанием организационно-производственных и управленческих подразделений;

3) имидж фирмы – чем известна фирма, отличия от фирмы того же профиля, покупатели фирмы где известен торговый знак, устойчивость клиентуры, основные потребители;

4) анализ условий деятельности фирмы – внешние условия (конъюнктура рынка, наличие рабочей силы, источники материальных ресурсов, жизненный цикл изделия, цены, налогообложение); внутренние условия (технология, оборудование, качество товара, издержки производства).

Здесь же необходимо показать динамику объёмов производства и прибыли за последние финансовые годы.

В выводах (резюме) необходимо кратко описать предполагаемый объём финансирования и изложить, что фирма намерена предпринять для того, чтобы финансирование способствовало росту капитала.



Структура, логика разработки и оформления бизнес-плана

Структура бизнес-плана

Содержание и структура бизнес-плана прежде всего зависят от аудитории которой он предназначен.

Во-первых необходимо четко определить цель разработки бизнес-плана. На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объёмы финансовых потребностей.

Содержание и структура бизнес-плана также зависит от конкретных характеристик продукта будущего бизнеса, степени конкуренции в отрасли и возможностей будущего расширения бизнеса.

Основная задача бизнес-плана – обосновать будущий коммерческий успех. Это можно сделать с помощью расчета финансовых показателей, которые должны характеризовать:

– финансовые потребности для создания бизнеса;

– объёмы продаж;

– размеры прибыли и убытков;

– движение наличности.

Примерная структура бизнес-плана:

1.              Титульный лист.

2.              Содержание бизнес-плана.

3.              Резюме.

4.              Отрасль, фирма и её продукция (услуги):

 Текущая ситуация и тенденции развития отрасли.

 Описание продукта (услуги) фирмы.

 Патенты, товарные знаки, и другие права собственности.

 Стратегия роста фирмы.

5.              Исследования рынка:

 Общая характеристика рынка продукта.

 Целевой рынок бизнеса.

 Место нахождения фирмы.

 Оценка влияния внешних факторов.

6.              Маркетинг-план:

 Стратегия маркетинга.

 Предполагаемые объёмы продаж.

7.              Производственный план:

 Основные производственные операции.

 Машины и оборудование.

 Сырьё, материалы и комплектующие.

 Производственные и непроизводственные помещения.

8.              Организационный план:

 Форма организации бизнеса.

 Потребность в персонале.

 Собственники фирмы и команда основных менеджеров.

 Организационная схема управления.

 Кадровая политика и стратегия.

9.              Оценка рисков:

 Типы возможных рисков.

 Способы реагирования на угрозу бизнеса.

10.         Финансовый план:

       План прибыли и убытков (план доходов и расходов).

       План движения наличности.

       Плановый баланс.

       Расчет финансовых коэффициентов.

11.         Определение безубыточности предприятия.

12.         Приложения.

Логика разработки, требования к стилю написания и оформления бизнес-плана

Логика разработки бизнес-плана

Универсальной последовательной разработки бизнес-плана не существует.

В тоже время общая логика разработки бизнес-плана имеет место и состоит она из следующих этапов:

1. Выбор продукции или услуг для рынка.

2. Исследования рыночной среды будущего бизнеса.

3. Выбор место нахождения фирмы.

4. Прогнозирование объёмов продаж.

5. Определение производственных параметров будущего бизнеса.

6. Проработка ценовой и сбытовой политики.

7. Обоснование выбора организационных параметров фирмы.

8. Описание потенциальных рисков бизнеса и действий по их минимизации.

9. Оценка финансовых параметров бизнеса.

10. Разработка основных положений бизнес-плана.

Требования к стилю написания бизнес-плана:

1. Бизнес-план должен быть сжатым, простым, но раскрывать сущность предпринимательского проекта. Для небольших проектов до 100 тыс. грн., инвестиций. Объём бизнес-плана не должен превышать 20–25 страниц. При инвестициях свыше 100 тыс. грн., объём бизнес-плана не должен превышать 50–60 страниц.

2. Бизнес-план должен быть функциональным т.е. включать только ту информацию которая может заинтересовать читающего.

3. Бизнес-план должен основываться на реалистических допущениях. Прогнозы должны быть обеспечены и подкреплены ссылками на тенденции развития отрасли, проведение исследования рынка, опыт работы конкурентов и другие.

4. Бизнес-плану противопоказан излишний оптимизм. В процессе разработки бизнес-плана необходимо ориентироваться на худшие показатели (этим создаётся «Запас мощности» будущего бизнеса).

5. Бизнес-план должен быть лёгким для восприятия.

6. Бизнес-план должен обеспечивать охрану конфиденциальной информации о фирме и её деятельности.

Необходимо жёстко контролировать сферу распространения плана или сделать отдельное приложение для узкого круга лиц.

Форма титульного листа.

Указывается: полное название фирмы; адрес; телефон; фамилии. Адреса и телефоны собственников (учредителей) фирмы; информация о характере и сфере бизнеса; информация об общих финансовых потребностях; указание на конфиденциальность бизнес-плана; год и месяц разработки бизнес-плана; фамилии авторов разработки.

Резюме.

Бизнес-план начинается с резюме. Но составляется резюме после того, когда написано все основные разделы бизнес-плана.

Главная задача резюме – показать, что предприниматель хорошо освоил и понимает основные положения бизнес-плана.

Резюме – это короткий одно-, двухстраничный обзор предпринимательского проекта. Оно должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать читающего в дальнейшем ознакомлении с бизнес-планом. Оно должно четко отражать положения бизнес-плана.

Основной перечень ключевых аспектов бизнеса, отражаемый в резюме, следующий:

– описание концепции бизнеса; его возможностей; которые обеспечивают преимущество на рынке;

– сведения о целевом рынке бизнеса (основные потребители, предполагаемые объёмы продаж, доля рынка, конкурентные преимущества фирмы);

– сведения о компетенции и профессионализме руководителя фирмы и менеджеров;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.