Рефераты. Причины конфликтов в транспортной компании и пути их разрешения

Со стороны тех, кто заинтересован в урегулировании конфликта, должны быть проявлены готовность к определению стратегической линии поведения и программы действий, а также способность выра­ботать тактику влияния на процесс развертывания конфликтного противоборства и его участников. Это требует принятия управлен­ческих решений, проверки их практической реализации, внесения при необходимости корректировок в стратегический план и тактику действий, оперативного получения сведений об эффективности (или неэффективности) предпринимаемых шагов. Названные меры, вмес­те взятые, дают возможность не только держать конфликтное столкновение под контролем, но и воздействовать на него с целью нахож­дения и осуществления в данных условиях оптимального варианта преодоления конфликта.

Определяя меры по примирению конфликтующих сторон, нуж­но учитывать и несхожесть, некоторые различия в содержании таких терминов, как «завершение», «урегулирование», «разрешение» кон­фликта. Они не совпадают по своему значению, несут разную смыс­ловую нагрузку.

Под завершением понимается всякое окончание, прекращение конфликта. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и по­степенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Основная предпосылка завершения конфликта — устране­ние объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Урегулирование конфликта — это, как правило, приведение кон­фликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства. Оно воз­можно в том случае, когда стороны приходят к убеждению, что до­стижение удовлетворяющих их договоренностей гораздо выгоднее продолжения конфликта.

Разрешение конфликта предполагает его завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного ре­шения по разделившей их проблеме. Это, в свою очередь, требует выбора соответствующего стиля конфликтного поведения и спосо­ба действий, которые отвечали бы как особенностям, так и общей природе данного типа конфликта.

Ослабление противостояния есть первая фаза уже послеконфяиктной стадии. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта.

Напряженность ситуации спадает, причины,- вызвавшие проти­востояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются. Все возвращается или «на круги своя», или наступает пора установления новых форм взаимодействия, возможного согласия и сотрудничества бывших оппонентов.

Заключительная фаза послеконфликтной стадии — подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от мно­гих факторов объективного и субъективного порядка, манеры пове­дения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.

Но при любом исходе последствия конфликта оказывают опре­деленное влияние на организацию и ее персонал. К примеру, конф­ликтная ситуация в столичной торговой фирме, вызванная необхо­димостью сокращения значительного числа сотрудников, длительное время держала коллектив в напряжении, затронув интересы как фир­мы в целом, так и многих ее служащих. Более скоротечным, но по-своему болезненным не только для непосредственных участников, но и для всего трудового коллектива стал конфликт между директором и главным инженером костромского предприятия. В обоих случаях последствия конфликтов не поддаются однозначной оценке.

В воздействии последствий конфликтного противоборства на отдельных лиц, социальные группы, всю организацию, как в фокусе, проявляются функции и значение конфликта, его высокая целесо­образность или, напротив, крайняя нецелесообразность. Необходимо при анализе и оценке как позитивных, так и негативных последствий любого конфликтного столкновения соблюсти научный подход, подлинную объективность, избежать преувеличений в ту или другую сторону.

Производственные конфликты могут осуществляться в следующих основных формах: образование клик, за­бастовки, саботаж, интриги.

Кликой называется группа сотрудников, активно проти­вопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии. Их цель состоит в захвате реальной власти в организации либо упрочении своих позиций.

Интрига — это нечестное запутывание окружаю­щих, чтобы вынудить их к действиям, выгодным ини­циаторам и нанесению ущерба тем, против кого она направлена. Орудием интриги является искаженная информация, которая распространяется через «третьи руки», очерняя или обеляя людей и их поступки.

Забастовка — это временное организованное пре­кращение работы с выдвижением совместных требо­ваний к администрации. Как правило, она заранее пла­нируется, но при крайнем обострении отношений мо­жет вспыхнуть стихийно.

Трудовое законодательство многих стран, в том числе и России, регулирует организацию и проведение заба­стовок. Но последние бывают и незаконными (напри­мер, сидячие забастовки; забастовки с применением насилия; нарушающие условия контракта и т.п.)[12].

Выделяют следующие формы забастовок:

1)  Прекращение работы и уход с рабочего места.

2)  Работа по правилам (итальянская забастовка). Их неукоснительное соблюдение нарушает обычный ход трудового процесса из-за нестыковок, быст­ро преодолевать которые неформальными мето­дами персонал как раз и отказывается. Такая за­бастовка не регулируется законом и не создает основы для привлечения работников к ответствен­ности.

3)  Замедленная работа, например в темпе, состав­ляющем половину от нормального.

4)   Пульсирующая забастовка (люди работают не­полное время, например час в смену, или отдель­ными группами).

5)  Оккупационная забастовка (работа прекращает­ся, но все находятся на своих местах).

6)  Активная забастовка (работа по-своему). Существует несколько путей выхода из забастовки, в частности: полное или частичное удовлетворение требова­ний участников; постепенное угасание под влиянием бед­ственного положения семей или бойкота хозяев; организо­ванное отступление; «слом» с помощью силы или маневра. Последнее может иметь следующие формы:

—  судебное преследование организаторов и уча­стников;

—   устранение лидера путем подкупа, шантажа, физического насилия;

—   призыв властей к прекращению забастовки или их силовые действия;

—  организация штрейкбрехерства (привлечение временных работников) или локаут (увольнение всех участников);

—  полное или частичное удовлетворение требо­ваний бастующих.

Саботаж всегда происходит в рамках буквы закона и характерен для бюрократических организаций. Правила, регламентирующие их деятельность, бывают порой настоль­ко жесткими, что продуктивная работа оказывается воз­можной только при их нарушении; неукоснительное же их исполнение (в чем саботаж часто и проявляется) ее парали­зует. Работники обычно прибегают к этому методу, чтобы отстоять свои, законные, по их мнению, права.

По форме саботаж бывает пассивным и активным. Первый состоит в игнорировании возникающих нару­шений или, наоборот, излишнем к ним внимании; в результате происходит либо дезорганизация, либо за­держка работы. Второй основан на сознательном инс­пирировании неполадок, приводящем в конечном ито­ге к тем же последствиям. Объектами саботажа могут быть: 1) организация работы (их эффективные, но не узаконенные приемы заменяются официальными, но противоречащими ре­альностям жизни); 2) техника и материальные ресурсы (они выводятся из строя или нерационально использу­ются с целью предотвратить внедрение достижений НТР, избежать увольнений, снизить требования к ис­полнителям).

Взаимосвязанность производства придает саботажу особую опасность. Во время его актов возникают про­стои, приносящие огромный материальный ущерб, но для работников являющиеся дополнительным оплачи­ваемым отдыхом.







1.3. Основные модели поведения в конфликтах.


Если конфликтное взаимодействие детерминировано сложив­шейся ситуацией во взаимоотношениях партеров, то, по крайней мере, у одного из них, если он обладает достаточно развитыми способ­ностями самоконтроля, существует немало возможностей выйти из конфликтной ситуации или же попытаться разрешить ее. Здесь мо­жет быть несколько вариантов возможных действий:

1) выйти из конфликтной ситуации, избежать столкновения интересов, целей, позиций и т.п., не настаивая на своем, но и не ус­тупая сопернику;

2) настоять на своем, пойдя при этом на обострение взаимоот­ношений с партнером;

3) уступить другому, пренебречь какими-то, не самыми глав­ными своими интересами;

4) пойти на компромисс с соперником, уступив в чем-то в об­мен на уступки с другой стороны;

5) попытаться разрешить конфликтную ситуацию поисками путей, удовлетворяющих пожелания, интересы и стремления обеих сторон.

Конкретно выбираемая линия (стратегия) поведе­ния в любом из возможных вариантов взаимодействия с партнером определяется не только личностными особенностями втянутых в конфликтное взаимодействие лиц, но и обстоятельствами конкрет­ной ситуации. Это взаимное наложение друг на друга двух рядов де­терминации конфликтной ситуации - ситуационной и личностной - приводит к тому, что каждое конфликтное взаимодействие весьма своеобразно. Оно всегда индивидуально, если не по обстоятельствам своего возникновения и развертывания, то, как минимум, по лично­стным особенностям партнеров межличностного взаимодействия, каждый из которых вносит в него нечто свое, свойственное только ему. Поэтому задача выхода из конфликта или его разрешения каж­дый раз является новой и хотя бы в небольшой мере (а иногда и в очень большой) - творческой, требующей напряжения интеллекту­альных и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся в кон­фликтной ситуации.

Но каким бы образом ни развивались события в межличност­ном конфликте, общая для всех ситуаций тенденция, связанная с по­пытками разрешить конфликт состоит в следующем: разрешение конфликта означает устранение его причин. Но чтобы добиться та­кого исхода, необходимо найти точки, пути сближения с партнером (партнерами) в понимании того, что существует единство с ним в сфере главных интересов и задач. Именно такой подход предполага­ет возможность и создает предпосылки для дружественного разре­шения конфликта, чтобы в результате не возникло разделения на "победителей" и "побежденных", не зародились истоки новой кон­фликтной ситуации[13].

Таким образом, одним из первых шагов разрешения конфликта является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, ког­да один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины воз­никновения проблем. Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче опреде­лить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также пред­полагает соблюдение ряда условий, например:

• отделить реальные причины конфликта от инцидента — фор­мального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

• действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать пробле­мы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.