Как видно из таблице 3.3. наибольший вес в себестоимости продукции имеют производственные расходы и накладные расходы (33 и 22 %). Издательская наценка составляет 25 % от стоимости книги.
Очевидно, что указанная структура ценообразования является усредненной, и различается в зависимости от конкретной книги: например, гонорар наиболее известных и продаваемых авторов может составлять более десяти процентов; использование более дорогих сортов бумаги для подарочных изданий увеличивает производственные расходы и т.п.
С целью снижения себестоимости продукции компания «Рипол-классик» существенно увеличила выпуск более дешевых книг в мягком переплете. Так, если в 2003 году в мягкой обложке выпускалось всего 26 % наименований (45 % по сумме тиража), то уже в 2005 году количество наименований книг, выпускаемых в мягком переплете, выросло до 41 % (70 % по сумме тиража).
Основные показатели производства издательства «Рипол классик», влияющие на конечную стоимость книжной продукции, указаны в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Основные показатели производства в расчете на одно наименование (экземпляр)
Показатель/год
на 2005 г.
Средний тираж одного наименования
18576
твердый
9475
мягкий
31520
в т.ч. выше 64 с.
14016
равно 64 с. и меньше
47273
Средний листаж одного экземпляра
7,28
16,77
3,23
Средняя производственная себестоимость одного экземпляра
7,66
15,86
4,16
4,83
равно и меньше 64 с.
3,99
Средняя производственная себестоимость одного п.л.
1,11
При планировании работы издательства следует различать рукописи двух видов: заказные и организованные самим издательством. К заказным относятся рукописи продолжающихся издательских проектов — ранее предпринятые издательством серии, многотомные издания, собрания сочинений и т.п. и финансированные заказчиком (спонсором, грантодержателем и т.п.). В данном случае речь идет о коммерческой надежности этой части плана издания. В остальном требования к рукописям остаются неизменными, независимо от вида и жанра произведения. Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.
План выпуска литературы — это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.
В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда — планируемый тираж.
План выпуска литературы обычно печатается в виде брошюры, рассылаемой по книготоргующим организациям, магазинам, базам, библиотекам и часто содержит листки с бланками заказов, которые могут оформлять организации и частные лица путем высылки в издательство или в книготоргующие организации. Заказы, присланные на основе плана выпуска литературы, составляют часть гарантированного тиража издательской продукции.
Тематический план выпуска литературы является важнейшим инструментом изучения читательского спроса и рекламы деятельности издательства, его визитной карточкой, отражающей творческие возможности и мировоззрение творческого коллектива[40].
Большим заблуждением было бы считать, что рыночные отношения, коммерческая деятельность свели на нет плановую документацию, как атрибут прошлого. Напротив, успеха добьется лишь тот, кто умеет грамотно планировать свою деятельность — финансовую, производственную и другую.
Разница по сравнению с централизованным управлением лишь в том, что планы издающая организация делает для себя, их не нужно утверждать, согласовывать, защищать в вышестоящих инстанциях. Детальное планирование производственной деятельности сделает работу издательства, безусловно, более эффективной. По этой причине руководства по экономике и планированию издательской деятельности прошлых лет не следует отбрасывать целиком, а с учетом конъюнктурных поправок частично использовать в работе.
Среди документов, которые составлять необходимо, — план по реализации на год (с разбивкой на кварталы), калькуляция себестоимости каждой книги или другой единицы продукции, калькуляция среднегодовой стоимости печатного листа-оттиска, расчет потребности материалов на год, штатное расписание. Конечно, финансовый план и другие финансовые документы делаются отдельно, в обязательном порядке. Основные показатели производственной деятельности издательства выносятся в отдельный документ, являясь, совместно с тематическим планом, как бы визитной карточкой издательства. Основные показатели производственной деятельности включают:
— число наименований (названий) книг или других единиц издательской продукции,
— количество учетно-издательских и печатных листов в год,
— средний объем выпускаемых книг,
— средний тираж.
Такой набор показателей сразу дает представление о масштабе деятельности, производственных возможностях издательства, а тематический план — о намерениях, творческом потенциале коллектива. Только серьезное, детальное планирование деятельности позволит избежать случайностей, срывов, неожиданностей. Производственное планирование непосредственно связано с коммерческой стороной издательского процесса, с такими понятиями как менеджмент и маркетинг, прибыль, расходы, издержки, затраты, себестоимость и др. Существуют различные виды расходов — общехозяйственные, издательские, производственные, коммерческие (затраты на рекламу, хранение, доставку, погрузку и разгрузку продукции, оплату работы посредников и др.). В структуре себестоимости издательской продукции все они занимают разные доли. Приведем примерное соотношение расходов в структуре себестоимости издательской продукции, приведенное в «Энциклопедии издательского дела» (Москва, «Юристъ», 1998. — C. 301):
— общеиздательские расходы — 15%;
— редакционные расходы — 10%;
— авторский гонорар — 15%;
— коммерческие расходы — 5%;
— расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы — 55%.
Естественно, структура и уровень себестоимости, рентабельность, прибыль и прочие финансово-экономические и производственные показатели зависят от многих факторов и, в первую очередь, от конъюнктуры книжного рынка. Их планирование требует от сотрудников издательства высокой профессиональной квалификации, мобильности, способности приспособиться к изменяющимся условиям и потребностям спроса.
Производственное планирование ведется параллельно с тематическим, оформляясь окончательно после утверждения тематического плана[41].
3.5 Применение маркетинговых инструментов
Под издательской маркетинговой деятельностью понимается комплекс видов деятельности по выявлению потребностей потенциальных читателей и их удовлетворению в книжной продукции, во имя лучшего удовлетворения потребительских потребностей покупателей и повышению прибыли предприятия.
Наиболее активное влияние на деятельность издательства маркетинговая деятельность оказывает в начале производственного цикла, на этапе тематического планирования и при его завершении, на этапе реализации выпущенной продукции. Однако, в той или иной степени, маркетинговая деятельность присутствует на каждом этапе работы над книгой и представляет собой комплекс разнообразных мероприятий по исследованию вопросов, связанных с продукцией издательства.
К маркетинговой деятельности относится решение следующих задач:
n изучение потенциального потребителя;
n анализ рынка, на котором реализуется продукции издательства;
n анализ форм и каналов сбыта продукции;
n анализ объема товарооборота потенциального рынка продаж и собственной продукции издательства;
n изучение конкурентной среды;
n изучение рекламной деятельности;
n определение наиболее эффективных способов продвижения книг на рынке;
n изучение своего сегмента рынке, на котором издательство имеет преимущества по сравнению со своими конкурентами;
Отличительной особенностью издательского маркетинга выступает необходимость маркетинговой работы с идеей книги, не существующей на начальном этапе в каком-либо материальном виде продукции.
Таким образом, основной целью маркетинга следует назвать обеспечение экономической эффективности от реализации книжной программы, включающей в себя производство и реализацию книжной продукции.
В качестве общих маркетинговых целей могут выступать цели, определяющие политику издательства в определенный период времени на определенном рынке, например цели достижения лидерства на общероссийском или региональном книжных рынках или его сохранение и др.
К локальным целям маркетинга относятся выполнение отдельных маркетинговых кампаний, например продвижение конкретного издательского проекта, популяризация книжной серии, определенного автора или какой-либо издательской акции.
Одним из основных аспектов маркетинговой деятельности является планирование, то есть разработка планов исследовательской, производственной, рекламной, сбытовой и иной деятельности, связанной с производством, продвижением и реализацией товара.
Важнейшей составляющей маркетингового планирования является так называемый бюджет маркетинга, который представляет собой план действий по производству, продвижению и реализации продукции в денежном выражений.
План маркетинга позволяет в концентрированном виде представить ситуацию с созданием, продвижением на рынок и реализацией конкретного издательского продукта, начиная с самой ранней стадии работы с ним.
Система издательских оперативных планов компании «Рипол классик» схематически показана на рис. 3.3.
Из рис. 3.3. видно, что к запасам «Рипол классик» относятся договорный портфель, редакционный портфель, производственный портфель и запасы склада. На основание производственного портфеля создается план выпуска, рекламы и реализации продукции. Последний также обеспечивается планом товарооборота собственной книготорговли и договорами поставки книг розничными фирмами. В свою очередь, на основании плана по реализации создается план по закупкам книжной продукции.
План по ресурсам обеспечивается договорами с поставщиками ресурсов, договорами с типографиями на выполнение полиграфических работ, трудовыми соглашениями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19