Рефераты. Предложения по усовершенствованию государственного регулирования миграционных потоков

Иммиграционную политику австралийских властей в полной мере характеризует тот факт, что Австралия является одной из четырех стран (помимо Канады, США и Новой Зеландии), официально объявивших о приеме иммигрантов и обозначивших ежегодные квоты. Современная иммиграционная политика Австралии направлена на достижение следующих целей: привлечение мигрантов, чьи квалификационные характеристики и профессиональный опыт соответствуют потребностями экономики страны; противодействие нелегальной иммиграции; развитие принципов мульти культурного общества.

Система управления миграционной политикой в Австралии имеет централизованную структуру. За реализацию миграционной политики страны в целом несет ответственность Департамент иммиграции и межэтнических отношений. В задачи Департамента входит: рассмотрение заявлений на въезд, пребывание и работу в стране; иммиграционный контроль; борьба с нелегальной иммиграцией; интеграция иммигрантов; предоставление гражданства; развитие межэтнических отношений и принципов мульти культурного общества.

Законодательную базу миграционной политики в Австралии составляют: Закон об иностранцах 1984 г. с последующими поправками, Закон о гражданстве Австралии 1948 г. с последующими поправками, Закон о миграции 1958 г. с последующими поправками, Закон о визовом регулировании 1997 г. с последующими поправками.

Основным принципом в работе над совершенствованием миграционного законодательства является стремление, с одной стороны, привлечь в Австралию иммигрантов-профессионалов, бизнесменов и инвесторов, а с другой - оградить страну от въезда нежелательных категорий мигрантов.

Если проанализировать реальную практику регулирования иммиграции в Австралию в течение последнего десятилетия, тенденция усложнения ее процедуры достаточно очевидна. Так, в начале 1990-х годов государство брало на себя целый ряд обязательств в отношении иммигранта: компенсацию расходов на проезд, помощь в жилищном обустройстве, бесплатные курсы английского языка и др. Один год постоянного проживания в стране давал право ходатайствовать о приобретении австралийского гражданства. На сегодняшний день ситуация выглядит по-иному. Тем не менее Австралия продолжает активно принимать иммигрантов и соответственно имеет весьма демократичные иммиграционные правила по сравнению с большинством развитых стран.

Для отбора иммигрантов, въезжающих в страну на постоянное место жительства по каналу иммиграции квалифицированных специалистов, в Австралии применяется балльная система оценок, введенная в 1989 г. Количество баллов, присуждаемых претендентам на получение иммиграционной визы, различается в зависимости от категории иммиграции (таблица 1)

Необходимо отметить, что некоторые профессии имеют режим наименьшего благоприятствования для иммиграции в Австралию. Это объясняется лоббированием в парламенте интересов людей определенных профессий, имеющих высокий социальный статус и большие финансовые средства, что позволяет им проводить законы, ограничивающие иммиграцию иностранных специалистов. В первую очередь это относится к медицинским работникам с высшим образованием, особенно к врачам, имеющим собственную практику или работающим в клиниках. При подсчетах очков эта категория автоматически получает минус 25 баллов, что сильно понижает их шансы на иммиграцию.


Таблица 1 – Количество баллов, необходимое для получения иммиграционной визы в Австралию

Программы иммиграции

Проходной балл

Минимальный балл

Независимая иммиграция

115

70

Спонсорская иммиграция

110

105

Семейно-спонсорская иммиграция

110

110

Независимая иммиграция иностранных студентов

115

115

Спонсорская иммиграция иностранных студентов

110

110


Принятие решения о выдаче визы сводится к процессу постановки галочек. Это означает, что требования к иммигранту четко сформулированы с учетом всех социальных групп и возможных частных обстоятельств. Цель такого подхода - до минимума свести субъективный момент. Чиновник, принимающий решение, обязан поставить галочки на предмет соответствия кандидата всем критериям, установленным в законе относительно той или иной категории визы.

Следующий этап - набор необходимых баллов для положительного решения о выдаче визы. Это относится почти ко всем видам семейной иммиграции и, без исключения, к независимой иммиграции. Отличия состоят только в системе начисления очков-баллов. Количество необходимых баллов, как правило, устанавливается на календарный год.

Такой подход, однако, не исключает нарушений и ошибок со стороны сотрудников Министерства по делам иммиграции. Это подтверждается большим процентом дел (до 45%), которые пересматриваются в трибуналах и судебных инстанциях в пользу лиц, подавших на визу.

Иммиграционное законодательство Австралии - сложная система взаимодействия законов, их толкований и служебных инструкций, которые формально носят подзаконный характер, но на практике иногда значительно изменяют законы. Кроме того, иммиграционное законодательство является одним из наиболее динамичных разделов австралийского права. Это объясняется тем, что распоряжения министра по делам иммиграции принимаются к исполнению сразу после подписания и действуют до рассмотрения их в парламенте. В случае отмены данных распоряжений, что происходит довольно часто, возникает множество коллизий в исполнении иммиграционного законодательства. При этом значительно усложняется толкование документов и служебных инструкций.

С учетом быстро меняющегося законодательства официально зарегистрированные иммиграционные агенты вынуждены ежегодно подтверждать свою квалификацию. Лицензия на право заниматься этой деятельностью выдается только на один год.

Существует две правительственные программы, разрабатываемые в целях содействия желающим переехать в Австралию на постоянное место жительства. Первая - собственно миграционная, включает три основных потока: экономическая иммиграция; семейная иммиграция; желающие вернуться бывшие граждане либо резиденты Австралии, а также граждане Новой Зеландии. Эти потоки подразделяются, в свою очередь, на целый ряд категорий иммиграции.

Вторая программа - гуманитарная, разрабатывается специально для беженцев и иных гуманитарных целей.

В общественных дискуссиях, затрагивающих проблемы иммиграции, присутствуют три главные темы: нежелательность широкомасштабной иммиграции, влияние культурного многообразия на австралийское общество и права человека. С одной стороны, осознается необходимость притока мигрантов, в частности квалифицированных специалистов. С другой стороны, высказывается озабоченность по поводу сохранения англо-кельтского культурного наследия первых колонистов Австралии.

Многие положения иммиграционной политики Австралии могут быть применены с соответствующей адаптацией к России. В частности, перед нашей страной остро стоит проблема привлечения высококвалифицированных специалистов и заселения пустующих территорий. В этом отношении нам может быть полезен австралийский опыт предоставления режима наибольшего благоприятствования при въезде и предоставлении гражданства необходимым для России мигрантам.


3.2 Предложения по усовершенствованию государственного регулирования миграционными потоками

Исходя из анализа современной миграционной ситуации и перспектив ее развития основными направлениями действий в решении миграционных проблем являются следующие:

1. Обеспечение контроля за иммиграционными потоками в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции:

– совершенствование законодательства Российской Федерации в целях обеспечения прав мигрантов и соблюдения ими своих обязанностей, а также принятия мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации и их реадмиссии в государства происхождения;

– разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;

–совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их деятельности с органами пограничного и таможенного контроля;

– активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или не противодействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, положение на внутренних и внешних границах Содружества, согласование визовой практики в пределах Содружества Независимых Государств;

– обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за соблюдение миграционного законодательства Российской Федерации;

– повышение ответственности руководителей предприятий и организаций всех форм собственности за незаконное использование иностранной рабочей силы;

– предоставление соответствующими государственными органами информации о порядке приобретения гражданства Российской Федерации и правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

–расширение договорной базы и обмен информацией с иммиграционными органами иностранных государств по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов.

2. Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду:

– разработка квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;

– разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

– создание условий для их жилищного и социально-бытового обустройства, интеграции на рынке труда, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий;

– создание политических и социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ их этнокультурной и языковой адаптации;

– создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;

– реализация мер приоритетной государственной поддержки социально–незащищенных категорий мигрантов, а также лиц, прибывших в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение согласованности государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны;

– обеспечение эффективного использования средств, направляемых на помощь и поддержку вынужденных переселенцев.

3. Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.