Актуальность исследования: основу экономики государства составляет производство, создающее различные экономические блага. Именно предприятия выпускают товары и оказывают услуги, тем самым, удовлетворяя потребности и создавая национальный доход. От того насколько эффективна деятельность предприятий, зависит состояние всей экономики страны. В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске определенного планом объема продукции. Зачастую эта цель достигалась в ущерб качеству, с другой стороны при гарантированном сбыте у предприятий не было необходимости совершенствовать свою деятельность. В условиях рыночной экономики с появлением конкуренции необходимым условием выживания и успешного функционирования предприятия стало удовлетворение предпочтений потребителей. Для наилучшего удовлетворения спроса необходимо создание высококачественной продукции. Поэтому очень важным является построение эффективного производственного процесса, который определяется типом производства на предприятии. Под типом производства понимается совокупность признаков (широта номенклатуры, объем выпуска изделий, степень постоянства номенклатуры, характер загрузки рабочих мест и их специализация), определяющих организационно-техническую характеристику производственного процесса осуществляемого на предприятии. Поточное производство вследствие высокой специализации, механизации и четкой организации производственного процесса является наиболее эффективным. Сущность поточного производства заключается в организации непрерывного и ритмичного производства работ, что дает возможность равномерно использовать денежные, материальные и трудовые ресурсы, в равные промежутки времени выпускать определенные объемы продукции. Его эффективность проявляется в высокой производительности труда, сокращении производственного цикла и незавершенного производства, лучшем использовании основных фондов.
Объект исследования: ОАО «Белгородский молочный комбинат» (ОАО «БМК»).
Предмет исследования: организация поточного метода производства в ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Цель исследования: рассмотрение вопросов организации поточного предприятия на промышленных предприятиях на примере ОАО «БМК» и возможности для совершенствования поточного метода.
Задачи исследования: рассмотреть теоретические основы поточного метода, описать виды поточных линий, проанализировать организационно-экономическое положение ОАО «БМК», дать характеристику производственным процессам на предприятии с использованием поточного метода, определить направления совершенствования поточного метода.
Источниковая база: материалами для исследования послужили монографии, научные статьи, уставные и финансовые документы предприятия.
Представленная работа состоит из 3 глав, введения и заключения, она выполнена на 35 страницах текста. Список использованных источников включает 20 наименований.
Поточным называют производство, характеризуемое расположением средств технического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса с определенным интервалом выпуска продукции. Поточный метод производства в его наиболее законченной и совершенной форме непрерывно-поточного производства имеет ряд характерных черт.
1. Закрепление отдельных операций расчлененного производственного процесса за строго определенными рабочими местами, оборудованием, полностью загружая их. Такое закрепление операций обеспечивает непрерывную повторяемость выполнения этих операций, а следовательно четкую специализацию оборудования, рабочих мест.
2. Расположение оборудования и рабочих мест по ходу технологического процесса. Такое «цепное» их расположение исключает необходимость возвратных движений деталей по цеху, что неизбежно при групповом способе расположения оборудования. Эта характерная черта дает возможность транспортировать деталей между рабочими местами поштучно или небольшими транспортными (передаточными) минипартиями (2–3–5 штук деталей) и таким образом значительно сократить пролеживание деталей у рабочих мест в ожидании накопления транспортной партии для отправки ее на последующую операцию. Причем потери времени на пролеживание деталей в непоточных условиях производства часто во много раз превышают время технологическое, то есть непосредственно затрачиваемое на обработку деталей[1].
3. Механизация и автоматизация передвижения предметов труда от операции к операции, что стало возможным в результате закрепления выполнения данной операции строго за определенным рабочим местом и «цепной» расстановки оборудования в непосредственной близости друг от друга с учетом норм техники безопасности. В качестве межоперационного транспорта используют самые разнообразные механические транспортные средства, которые являются важными структурными элементами поточной линии. Выбор транспортных средств поточно-механизированного производства осуществляется с учетом конфигурации, габаритных размеров, массы деталей, особенностей выполнения операций, а также функций, осуществляемых транспортными устройствами и системами, их технических и эксплуатационных возможностей. С учетом многообразия указанных факторов, в поточном производстве могут применяться транспортные средства периодического действия (краны, электрокары, тельферы), бесприводные средства транспортировки (рольганги, склизы, скаты), приводные средства непрерывного транспорта (ленточные, пластинчатые, цепные и другие транспортеры), роботизированные транспортные средства (промышленные роботы, различные транспортно-накопительные автоматизированные системы)[2].
4. Синхронность операций, т.е. их равенство или кратность такту. Другими словами: установление порядка, при котором через промежуток времени, равный такту, на первую операцию поточной линии должна поступать заготовка, а с последней операции потока должен выходить готовый объект поточной обработки или сборки. При этом под тактом потока понимается промежуток времени между двумя выпускаемыми друг за другом с последней операции изделиями. Различают предварительную и окончательную синхронизацию. Предварительная синхронизация производится в процессе проектирования, при этом допускается отклонение продолжительности операции от величины, равной или кратной такту, на 8–10%. Она достигается путем применения средств малой механизации и более производительной оснастки, интенсификацией технологических режимов, рациональной планировкой рабочего места и улучшением его обслуживания, а также путем индивидуального подбора работников для выполнения «перегруженных» операций на условиях дополнительного материального стимулирования. Процесс синхронизации операций является очень трудоемким в системе мероприятий по организации поточной линии, ибо конечные результаты его в значительной мере определяют будущую эффективность конкретной поточной линии. Поточная линия с полной синхронизацией всех операций обеспечивает кратчайший производственный цикл и минимальный размер незавершенного производства, создает предпосылки для работы с регламентированным тактом и для использования механизированных транспортных средств непрерывного действия.
5. Непрерывность движения обрабатываемых предметов труда. Эта особенность вытекает из совместного действия предыдущих характерных черт поточного метода организации производства. Характерной особенностью развития поточного производства в настоящее время является включение в поточные линии разнообразных процессов: сварки, термической обработки, окраски, штамповки, механической обработки[3].
В промышленности применяются разнообразные виды поточных линий.
По степени специализации производства поточные линии подразделяются на одно- и многопредметные. Однопредметными называются поточные линии, на которых обрабатываются одни и те же изделия или детали в течение длительного времени. Они применяются в массовом и крупносерийном производстве, то есть при сравнительно устойчивом выпуске изделий в больших количествах. Многопредметными называются поточные линии, на которых одновременно или последовательно изготавливаются изделия или детали, сходные по конструкции и технологии обработки. Эта организационная форма поточных линий нашла наиболее широкое использование в условиях среднесерийного и крупносерийного производства.
Однопредметные и многопредметные поточные линии в зависимости от степени синхронизации операций производственного процесса могут быть организованы как непрерывно-поточные линии с полной синхронизацией операций производственного процесса или как прерывно-поточные (прямоточные) линии с частичной синхронизацией. Непрерывно-поточные линии характеризуются непрерывностью производственного процесса изготовления продукции. На такой линии каждая деталь движется без каких-либо перерывов. Наиболее широкое использование эта форма нашла в процессах сборки узлов и изделий, так как процессы сборки относительно легко поддаются синхронизации. Отсутствие сложного и разнообразного оборудования для выполнения операции позволяет весь объем сборочных работ расчленить на необходимое количество операции примерно равной или кратной продолжительности. Если не достигается полная синхронизация операций производственного процесса, то организуют прерывно-поточные (прямоточные) линии. На таких поточных линиях движение деталей от начала до конца потока в местах несинхронности прерывается. В этих местах детали периодически накапливаются и пролеживают определенное время. Скопление этих деталей называют оборотными заделами, которые требуют наличия специальных мест или устройств для их размещения. Таки линии нашли широкое применение главным образом в процессах механической обработки деталей машин, различных приборов[4].
По способу поддержания ритма различают поточные линии с регламентированным и свободным ритмом. Регламентированный (принудительный) ритм достигается с помощью определенной скорости движения конвейера. Такой ритм может дополняться, в случае необходимости, звуковыми, световыми сигналами или разметкой конвейера, предупреждающими рабочих на поточной линии о наступлении срока окончания операции. Регламентированный ритм служит важной предпосылкой для создания автоматических поточных линий. Поточные линии со свободным ритмом не имеют технических средств, строго регламентирующих ритм работы. На этих линиях соблюдение ритма возлагается непосредственно на работников данной линии или мастера. Для передачи деталей используются чаще всего транспортные средства периодического действия.
По положению объектов на поточной линии они подразделяются на стационарно-поточные и передвижно-поточные линии. На стационарно-поточных линиях объект обработки или сборки неподвижен (например, сборка тяжелых машин), так как перемещение его затруднено, при этом рабочие переходят от одного объекта к другому. На передвижно-поточных линиях объект обработки передвигается с помощью различных транспортных устройств, а рабочие места неподвижны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5