Рефераты. Подбор и расстановка кадров

После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и оценке степени обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.[2]

При отборе кандидатов на вакантную должность менеджера используют специальные методы (методы оценки и отбора персонала приведены в  табл. 2)

Отбор кадров в организациях осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по персоналу). В функции менеджеров по персоналу входят:

выбор критериев отбора;

утверждение критериев отбора;

отборочная беседа;

работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;

беседа по поводу принятия на работу;

тестирование;

окончательное решение при отборе.

Чтобы правильно определить критерии отбора, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: опыт, здоровье и личные характеристики. Эталонные уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик сотрудников организации, хорошо справляющихся со своими обязанностями.[3]

Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию.


Таблица 1.1 Методы оценки и отбора персонала.

┌───────────────────────----------------──┬─────────────────────────────┐

│              Оцениваемые качества                              │        Предпочтительные методы оценки            │

├───────────────────────----------------──┼─────────────────────────────┤

 │Интеллект (сообразительность, быстрота мышления,│Тесты на интеллектуальный уровень                │

 │способность к абстрактному мышлению и пр.)         │                                                                     │

├───────────────────────--------------───┼─────────-───────────────────┤

 │Физические    способности    (острота    зрения,   │Специальные тесты  на двигательные,  сенсорные  и│

 │выносливость, реакция и пр.)                                 │прочие способности                                            │

├──────────────────────-----------─────┼──────-------────────────────────┤

│Социальные способности (коммуникабельность, спо-│Интерактивные методы (собеседование, дискуссии в│

│собность к управлению конфликтами и пр.)               │группах)                                                         │

├───────────────────────----------------───┼───────--─────---------───────────┤

│Мотивация (материальные стимулы,  карьера,  при-│Тесты с целью определения мотивации  к достижению│

 │надлежность, риск и пр.)                                            │результата                                                    │

 │                                                                               │Документы соискателя                                  │

 │                                                                               │Интервью                                                     │

├─────────────----------───---─-----------------───┼───────────-────────────────┤

│Свойства личности  (эмоциональная  стабильность,       │Тесты (опросники)                                         │

 │конфликтность и пр.)                                       │Стресс-интервью                                                 │

├─────────────────────------------────┼───────────────────────────────┤

 │Профессиональные знания и способности           │Тесты (пробная работа)                                        │

 │                                                                      │Документы соискателя (дипломы с оценками)          │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

 │Профессиональный опыт                                   │Документы соискателя (трудовая биография)        │

 │                                                                       │Собеседование                                                   │

└───────────────────────────────┴──────────────────────────────┘


При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, а критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности.

Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т.д.

Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявить физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только в том случае, если все или большинство работников им соответствуют. Одной из важнейших личностных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк.

Важной личностной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны подвергаться тщательному отбору. Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутым. Выдающиеся личностные качества особенно необходимы работникам, общающимся с клиентами.

Окончательное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рис. 1.1.


 ┌─────────────────------────────────┐

 │Кандидаты на занятие должности │

 └────────────────────┬─────────────────────┘

 ┌────────────────────┴─────────────────────┐

 │Предварительная отборочная беседа │ ┌─────┐

 └────────────────────┬─────────────────────┘ │ │

 │ │ │

 ├───────────────────────────────────────────┤ │

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.