Медицинские противопоказания.
Противопоказаниями к деятельности организационного психолога:
Ярко выраженное человеколюбие (деятельность организационного психолога должна быть направлена на общий результат организации, а не на благополучие отдельного человека);
Сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
Нервные и психические заболевания;
Инфекционные заболевания.
А. Получение ВО по соответствующей специальности;
Б. Обучение на различных курсах на основе любого гуманитарного ВО.
Профессия организационного психолога содержит в себе элементы таких профессий как психолог, менеджер, кадровый работник, педагог, юрист.
Родственные профессии: менеджер по персоналу.
В своей деятельности организационный психолог может выбрать для себя работу лишь в узкой области всего многообразия организационных проблем и выступать в следующих ролях:
психолог-исследователь;
психолог-диагност;
психолог - разработчик креативных решений;
психолог-тренер;
психолог - специалист в области косвенных методов управления;
психолог - персональный консультант;
психолог - инваероментальный консультант.
Т. к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:
Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;
Дальнейшая разработка методологии;
Совершенствование обучения специалистов в данной области.
1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.
Особенности восприятия: Сочетание синтетического и аналитического типа.
Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).
Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).
Развитая наблюдательность.
2. Преобладающая часть рабочего времени организационного психолога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего, за восприятие речи) получения информации.
Темп деятельности выбирается самим специалистом в зависимости от его психологических особенностей. Однако следует отметить, что такое динамичное направление современной жизни как бизнес промедлений не терпит, и психологу в своей деятельности приходится иметь массу профессиональных контактов, перерабатывать большое количество информации.
3. Основной установкой для деятельности должна быть ориентация на качество и надежность. Организационный психолог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба человека (как работника) и организации.
4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.
5. Для организационного психолога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, менеджмента, права (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации. (кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения своему руководству.
При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.
6. В деятельности организационного психолога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности -организация в целом и человек в организации). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.
Мышление организационного психолога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
7. Ошибки в работе могут быть вызваны:
недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);
сниженной способностью к рефлексии;
отрицательной мотивацией;
стрессом (эмоциональным и информационным);
патологическим процессом.
8. Организационный психолог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, на него давят указания руководства и собственные этические представления. Поэтому организационный психолог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила "Я концепции".
9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Организационный психолог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:
взаимодействовать с людьми разных социальных слоев/групп, профессий;
уметь взаимодействовать не только с отдельным человеком, но и с группой (коллективом), учитывая различные групповые процессы;
слушать и слышать;
войти в ситуацию общения и установить контакт;
выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы;
правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;
объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное).
Сравнительный анализ ценностей.
Жизненные ценности субъекта
Возможность реализовать личные ценности в данной профессии
Общение между людьми – самое главное, что есть в жизни человека.
Жизнь должна быть интересной: насыщенной событиями, постоянно изменяющейся.
В процессе жизни человек должен меняться и становится лучше (во всех плоскостях – как личность, профессионал, родитель, супруг и т.д.)
В любой ситуации человек не должен забывать о моральных и этических принципах.
В жизни человека должен соблюдаться баланс между личной жизнью и работой.
Человек должен уметь заработать столько денег, сколько нужно, чтобы удовлетворить все свои потребности (не учитывая патологии). Иными словами: человек перед самим собой обязан обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни.
Человеку не обязательно иметь много денег, чтобы приобрести всё, что ему действительно нужно. Потому что это «всё» может быть лишь: здоровая пища, новая одежда раз в сезон, возможность в выходные сходить в театр или кино.
Нельзя жертвовать здоровьем ради того, чтобы заработать денег или достичь профессиональных вершин.
То, что ты делаешь, должно тебе нравиться (принцип привлекательности).
Данная профессия относится к типу Человек-Человек. Каждый день организационный психолог взаимодействует с людьми. Работники, рабочие группы и коллективы, целые организации являются предметом деятельности организационного психолога.
Поэтому данная жизненная ценность может быть полноценно реализована в данной профессии.
Человеку данной специальности гарантирована изменчивость в профессиональной сфере. В современной России организации (их формы, структуры, организационная культура, миссия и т.д.) постоянно изменяются. Да и вообще, всё, что связано с миром бизнеса очень изменчиво, что является следствием процесса конкуренции.
Поэтому данная жизненная ценность хотя бы частично, но может быть реализована в данной профессии. Насыщенность остальных сфер жизни зависит от самого человека.
Мир, наша страна, отдельные организации очень интенсивно и быстро меняются за последнее столетие. Например, чтобы быть успешным с той или иной профессии, сейчас недостаточно получить базовое образование, необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, осваивать новые методы и приёмы работы.
Данная жизненная ценность может быть успешно реализована.
Этот вид ценности сложно реализовать в данной профессии, здесь есть следующие особенности:
- организационный психолог должен работать на менеджмент, а значит ориентироваться не на отдельного человека и его потребности. Зачастую организация жертвует одним человеком (например, консервативный пожилой работник) ради развития организации в целом.
- организационный психолог, способствуя совершенствованию организации, улучшает качество профессиональной деятельности и даже жизни вне работы отдельного сотрудника. Организация развивается, а значит может всё больше и больше предложить своим сотрудникам.
С моей точки зрения, соблюдение данного баланса скорее зависит от особенностей и желания самого человека, чем от специфики профессиональной деятельности.
Практически в любой профессиональной деятельности можно достичь вершин, а значит, и заработать необходимое количество денег. Можно быть неуспешным банкиром, еле сводящим концы с концами, или же выстроить первоклассный бизнес, специализируясь на уборке помещений.
С моей точки зрения, соблюдение этого принципа в данной профессии не имеет никаких преград и зависит лишь от благоразумия самого профессионала (соблюдение режима дня, умение расслабляться, использование тайм-менеджмента).
Здесь следует учесть следующие факторы:
- уверенность в правильном выборе профессии;
- умение замотивировать себя.
Ценности, которые можно реализовать в данной профессиональной сфере (организационная психология):
1. Изменение и совершенствование.
Деятельность организационного психолога в первую очередь направлена на совершенствование организационных процессов.
2. Человек как ресурс, у него можно многое взять и многое ему отдать.
Данная профессия предполагает активное и постоянное взаимодействие с людьми, отличающихся по множеству параметров (пол, возраст, профессия, опыт, социальный уровень). Здесь учитываются все особенности отдельного человека, а так же рабочих групп. Организационный психолог ищет способы так организовать работу, чтобы и организация, и люди, в ней работающие получили максимальную выгоду.
Страницы: 1, 2, 3, 4