МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Выполнила студентка
5 курса, 14-53 группы
Васильева И.В.
Проверила преподаватель:
Бадулина Ж.В.
Нижний Новгород, 2006
Содержание
Введение
1. План индивидуальной карьеры
Сравнительный анализ ценностей
Пути получения профессии
Психограмма
Декларация жизненных целей
Описание профессиональной цели во внешней и внутренней форме
Составление плана саморазвития и самовоспитания
2. План карьеры
Анализ местного рынка образовательных услуг и рынка труда
Описание запасного варианта получения профессии и профессионального выбора
"Работа - это поиск смысла жизни и хлеба насущного, признания и денег, интереса, а не безразличия, короче говоря, поиск жизни, а не постепенного, с понедельника до пятницы, умирания".
Стадс Теркель.
Данная работа направлена на разработку индивидуального плана профессиональной карьеры с учетом характеристик самой профессии и особенностей человека, выбравшего эту специальность.
Субъект, для которого разрабатывается план профессионально карьеры: СТУДЕНТКА 5 КУРСА ФСН ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИИ ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО.
Специальность: ПСИХОЛОГИЯ.
Специализация: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.
Определяющим для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Для любого современного человека профессиональная деятельность является важнейшей составляющей его жизни. Большинство россиян на работе проводят больше времени, чем у себя дома. К тому же, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью примерно на 50 процентов связана с любимой или нелюбимой работой, а остальные с благополучием в семейно-брачных отношениях.
Именно из-за всё более растущей важности работы в жизни наших современников следует продуманно и взвешенно подходить как к выбору своей будущей специальности, так и к последующему построению своей карьеры. Начиная со школьной скамьи, молодым людям предлагают задуматься над вопросом: "А кем я хочу стать?". На профессиональное самоопределение в школе и других организациях, работающих с детьми, направлены самые разнообразные программы. Однако вопрос профессиональной карьеры ещё становится ещё более значимым для людей, которые уже обучаются определённой профессии. Очень важно вовремя понять: "Мне подходит выбранная специальность?". И если ответ оказывается утвердительным, то работа над профессиональной карьерой здесь только начинается, т.к. правильно выбрать специальность и старательно обучаться ей - это ещё не всё.
Данная работа направлена на решение следующих проблем:
определение соответствия выбранной профессии личностным и иным особенностям субъекта ("Я правильно выбрал профессию?");
учет при построении карьеры особенностей профессии и особенностей субъекта ("Как при имеющихся ресурсах наиболее эффективно построить свою карьеру?").
Для рассматриваемого субъекта процесс планирования карьеры является актуальным прежде всего потому что он является студентом 5 курса, т.е. в ближайшем будущем выйдет на рынок труда как специалист и займётся поиском работы. На данном этапе важно решить следующие вопросы:
Хочу ли я работать по выбранной специальности?
В каких организация и на какие должности я смогу и буду претендовать?
Каким образом я буду вести поиск работы? (технологии трудоустройства)
Какими принципами я буду руководствоваться в своей профессиональной деятельности?
Какие цели я поставлю перед собой при поиске работы и на найденном рабочем месте?
Профессиограмма выбранной профессии
Общая характеристика профессии.
"Следует отметить, что уже более столетия научное психологическое знание о труде и трудящемся используется для того, чтобы повысить эффективность решения задач организации. Направленность психологических исследований, востребованных общество в сфере хозяйственной деятельности, зависела от особенностей общественно-политической обстановки и исповедуемых на конкретных исторических этапах управленческих концепций" (Кабаченко Т.С. "Психология в управлении человеческими ресурсами").
В нашей стране специальность "организационный психолог" является молодой и ещё не устоявшейся. Из этого вытекают закономерные трудности:
недостаточная разработанность программ подготовки данного вида специалистов;
сложность самоопределения на рынке труда (очень редко в организации можно встретить должность именно организационного психолога, зачастую организация не готова вообще к психологической поддержке своей деятельности).
В своём учебном пособии "Психология управления" Захарова Л.Н., указывает на методические проблемы психологии управления как отрасли психологического знания:
"Психология управления является сейчас отраслью психологического знания, которая вполне осознала свое научное и практическое предназначение. Тем не менее, её состояние характеризуется недостаточностью собственного эмпирического материала…".
Вместе с тем Захарова Л.Н. отмечает: "… психология управления имеет хорошие перспективы уже потому, что развитие управленческой практики создает расширяющийся запрос на психологическую поддержку бизнеса".
Основная цель деятельности организационного психолога: психологическое обеспечение управленческой деятельности.
Психологическое обеспечение, представленное совокупностью технологий, мероприятий, процедур, принципов их применения, связанных с психологическими механизмами и закономерностями функционирования человека как субъекта труда, коллективного субъекта деятельности и социальной общности, пронизывает все компоненты функциональной системы, которую образует управление человеческими ресурсами, и ее процессуальные составляющие.
Объект деятельности организационного психолога: отдельный работник, рабочая группа, рабочий коллектив.
Задачи деятельности организационного психолога (по Кабаченко):
создание и поддержание системы человеческих ресурсов (отбор и найм персонала, формирование команд, формирование организационной культуры);
обеспечение функционирования системы человеческих ресурсов (адаптация персонала, мотивация и стимулирование персонала, профилактика неоптимальных состояний, оптимизация социально-психологического климата коллектива, оптимизация конфликтного взаимодействия);
обеспечение развития человеческих ресурсов (подготовка и переподготовка, повышение квалификации, формирование инновационной готовности, планирование и развитие карьеры).
Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей организационный психолог может использовать компьютер (работа с документами, пакетами различных методик), однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:
использование знаний в области психологии, социологии, права для оказания психологической поддержки процесса управления;
использование технологий и методов психолого-управленческой работы.
Следует дополнительно подчеркнуть, что вся суть деятельности организационного психолога состоит в работе с людьми. Именно с люди (работники организации) являются объектом изучения и объектом воздействия организационного психолога. Необходимо быть "специалистом высочайшего класса" в понимании процессов, которые управляют поведением людей, чтобы успешно выполнять функции организационного психолога.
Деятельность организационного психолога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей организационный психолог взаимодействует:
со всеми работниками своей организации (отдельные работники, их группы и объединения);
с руководством и владельцами организации (средний и высший менеджмент);
с коллегами из других организаций (обмен опытом).
Организационные основы деятельности социального педагога:
Деятельность организационного психолога должна быть организована в соответствии с ТК РФ.
Деятельность организационного психолога протекает:
(желательно) в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);
при необходимости на рабочем месте любого сотрудника организации, с которыми идёт работа;
на различного уровня собраниях, совещаниях, где обсуждаются организационные моменты.
Отношения подчинения (кому подчиняется организационный психолог и есть ли у него подчиненные) зависят от отдельной организации.
Оплата труда социального педагога производится согласно договоренности с работодателем и существующим общегосударственным законам (возлагаемые налоги, размер МРОТ и т.д.).
У организационного психолога есть возможность как вертикального так и горизонтального внутриорганизационного должностного продвижения.
У организационного психолога есть возможность перехода из одной организации в другую на аналогичную должность.
Требования к общей подготовке:
базовые знания в психологии, менеджменте, праве, физиологии, социологии, педагогике;
знания в психологии труда и управления;
знание основ технологии производства, экономики, организации производства, труда и управления.
Требования к частной подготовке:
Знание теории психологии и менеджмента;
Знание нормативно-правовой базы трудовой деятельности;
Владение методами психологической и организационной диагностики;
Владение воздейственными методами (развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала и т.д.);
Теоретические и практические представления об экспертных процедурах;
Владение управленческим консультированием;
Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:
Готовность к новому, что появляется в теории и практике организационной психологии;
Расширение теоретических познаний и практических умений в области психологии, менеджмента, права;
Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как наблюдательность, коммуникабельность и т.п.).
Как и в любой другой профессии организационный психолог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности - уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н. В).
Социальный педагог большей частью самостоятельно не занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности - запрос идёт от руководства организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4