·
Компании имеют
возможность наиболее эффективно и быстро входить на новые рынки или начинать новое дело.
Это происходит благодаря тому, что предприятия-партнеры делятся знаниями,
опытом, связями, клиентской базой, имиджем и т.д. (Например, Sony – японская
компания по производству электроники, а Ericsson – шведская
телекоммуникационная компания. На первый взгляд, они не имели ничего общего.
Однако знания, опыт, имидж каждой из компаний позволил наладить одно из
крупнейших в мире производство мобильных телефонов.)
·
Компания, входящая в
совместное предприятие, более застрахована в случае
неудач, нежели отдельная компания, т. к. риски делятся между партнерами.
·
Компания может
получить доступ к большим ресурсам, включая новейшие технологии, ноу-хау,
обучение персонала, новейшие знания в данной сфере, определенные материальные
ресурсы, услуги и т.д. Также СП позволяет молодым поколениям предприятий
приобретать опыт старших.
·
У компании появляется возможность
глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого
для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;
·
Могут создаваться
временные совместные предприятия, чтобы справиться с проектами, которые не по
плечу отдельной компании. (Например, европейские ИТ-гиганты Nokia и SAP 27 октября 2009 г. заявили, что две
компании создают совместное предприятие, предоставляющее услуги для защиты
продуктов от контрафакта и пиратского распространения.)
·
Вход на рынки
некоторых стран может быть практически невозможен без создания совместных
предприятий с локальными компаниями. (Например, предприятия
военно-промышленного комплекса или вход на рынки стран, которые проводят
протекционистскую политику)
·
Валютный контроль
страны может препятствовать вывозу капитала, поэтому компания не сможет
финансировать новые зарубежные филиалы. Однако «Ноу-хау» компании могут быть
использованы, чтобы позволить ей получить долю в совместном предприятии, где
местный партнер может иметь доступ к необходимым фондам.
·
Руководство и рабочая
сила является общей, что позволяет людям быть более специализированными, чем
те, кто работает на независимом предприятии.
|
·
Меньшая гибкость
совместного предприятия по сравнению с независимым, т. к. существуют
определенные договорные обязательства между партнерами. Таким образом,
стороны лишены свободы действия и принятия решений. А некоторые договорные
обязательства могут препятствовать и выгодным сделкам отдельной компании.
(Например, если создать совместное предприятие с Ericson, то уже будет очень сложно наладить сотрудничество с Nokia, и если вдруг Ericson
ослабнет, то это на себе почувствуют и все ее компании-партнеры.)
·
Необходимо время и
силы, чтобы построить эффективное сотрудничество с другой компанией. Может возникнуть множество проблем в данном
процессе, если:
a.
цель сотрудничества
не на 100% понятна или не донесена до всех вовлеченных сторон
b.
существуют
конфликты интересов
c.
существует дисбаланс
в уровнях опыта, размерах инвестиций или активов, внесенных в совместное
предприятия партнерами.
d.
межкультурные непонимания, различные стили управления, различные стили
ведения бизнеса
e.
партнеры не предоставляют
друг другу достаточно информации, помощи, поддержки на ранних стадиях
f.
существует дисбаланс
в размерах и благосостоянии предприятий-партнеров, а следовательно у таких
предприятий будет разное отношение к рискованным проектам.
·
Возможна ситуация,
когда уникальные технологии или ноу-хау, предоставленные партнеру, становятся
общеизвестными. Также возможна ситуация, когда бывшие партнеры становятся
конкурентами, которые, владея знаниями, технологиями и информацией отдельной
компании, могут эффективнее действовать на рынке, негативно влияя на успех
первой.
·
Возможна потеря
репутации/ денег компанией, в случае, если партнер совершил ошибку или
действовал непрофессионально, потерпел неудачу, понес убытки и т.д.
·
Зачастую более сильная фирма-партнер
поглощает полностью СП, становясь его хозяином; согласно исследованию 150
предприятий, созданных с участием японского капитала, три четверти из них в
итоге были поглощены японскими партнерами
·
Создание СП может спровоцировать
антимонопольные действия в том случае, если иностранный партнер – основной
существующий конкурент на национальном рынке
|