Рефераты. Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием




1. Стратегический альянс как форма международного сотрудничества

Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].


Таблица 1. Типы стратегических альянсов

Тип альянса

Определение

Пример

Неформальные (неконтрактные) альянсы

Альянсы, которые создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров (совместные маркетинговые исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией)

Некоторые картели

Контрактные альянсы

Альянсы, которые создаются для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого партнера четко оговорены

Многие партнерства авиакомпаний

Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение)

Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется)

1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов;

2) Китайская компания TCL (производитель телевизоров) владеет 67% акций совместной компании TCL-Thomson Electronics.

Совместное предприятие

Независимая компания, созданная и совместно управляемая двумя или более партнерами

Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors)


2. Совместное предприятие: определение, особенности, цели и мотивы создания

 

2.1 Определения


Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои ресурсы (капитал, технологии, человеческие ресурсы и т.д.) с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса; партнеры осуществляют совместное управление и контроль над деятельностью предприятия, получают совместный доход и вместе несут убытки [10].

Поскольку целью данной работы является характеристика особенностей международного совместного предприятия, то определение можно уточнить:

Международное совместное предприятие – форма международного сотрудничества, которая подразумевает участие в учреждении, управлении и получении прибыли от деятельности предприятия совместно с одним или несколькими международными партнерами [1].

Отметим, что теоретическое толкование этого понятия как формы международного сотрудничества отличается от установленного в белорусском законодательстве, где совместное предприятие (совместная коммерческая организация) определяется как «юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь».

 


2.2 Факторы формирования совместного предприятия


Темпы и масштабы формирования совместных предприятий в разных странах зависят от «инвестиционного климата», который представляет собой комплекс факторов, способствующих привлекательности данной принимающей страны для размещения в ней иностранных инвестиций. К основным факторам относятся характер законодательства об иностранных инвестициях; наличие запасов природного сырья, возможность его получения для деятельности СП; наличие квалифицированной рабочей силы; степень развития производственной инфраструктуры; емкость местного рынка; наличие платежеспособного спроса на товары и услуги; конвертируемость местной валюты.

Совместные предприятия широко используются в сфере строительства промышленных предприятий; для налаживания производства новых видов продукции; в области разработки месторождений сырья, в быстрорастущих отраслях (например, в химической промышленности, нефтепереработке, нефтехимии), а также стали довольно распространены в сфере услуг.

 

2.3 Особенности совместных предприятий


Сотрудничество участников совместных предприятий имеет свои особенности:

– соединение собственности и образование на ее основе первоначального капитала СП;

– совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продуктов и услуг;

– совместное несение рисков предприятия;

– разделение части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами принимающей страны;

– долговременность сотрудничества;

– объединение конкурентных преимуществ партнеров;

– комплексность взаимодействия партнеров по всем ключевым направлениям деятельности;

Важной особенностью СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.

 

2.4 Цели и мотивы создания совместных предприятий


Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.


Таблица 2. Цели материнских компаний и мотивы создания СП

Цели материнских компаний и мотивы создания СП;

Пример

Цель:

выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке;

Мотивы:

– получить сырье и оборудования;

– разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка;

– получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний;

– использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями;

Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту.

Мотивы:

– восполнение недостатков финансовых средств;

– получение права на использование товарного знака;

– получение передовой технологии производства;

– получение опыта в управлении.

1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»;

2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»);

3) СП американской компании «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа).

Цель:

укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство)


Мотивы:

– получить передовые технологии производства

– получить доступ на рынок конкурента

– разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом


Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени

1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты).

2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли

 

2.5 Виды и классификация совместных предприятий


Помимо различных целей совместного предпринимательства существуют и разные виды СП. Выбор вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместные предприятия различаются в зависимости от того, где, с кем, с какой долей участия партнеров, с какой целью они создаются и как управляются. С учетом этого можно выделить 4 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации:

1. Местонахождение СП и его учредителей. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны – развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны.

2. Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций. Например, Диснейленд в Гонконге на 57% принадлежит китайскому правительству. Цели государства по увеличению числа рабочих мест и привлечению туристов в регионе совпали с целями компании Walt Disney выйти на новый емкий рынок, максимально защитив себя от политических рисков.

3. Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признака предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера.

4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП.

Таким образом, совместное предприятие представляет собой один из типов стратегических альянсов, сложную форму международного экономического сотрудничества. Важной особенностью данного типа альянсов является долговременное комплексное взаимодействие между партнерами в рамках совместного планирования, организации и управления созданной ими компании. Основными целями создания СП являются 1) улучшение конкурентных позиций компании; 2) выход на новый рынок; 3) получение доступа к ресурсам партнера. Для успешного функционирования нового предприятия необходимо, чтобы были совместимыми цели создающих его компаний и чтобы были достигнуты соглашения по ключевым вопросам планирования и организации предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.