Создание совместного предприятия является важным решением для компании. Фирма должна определить, готова ли она к таким действиям, какие преимущества принесет выбор именно данной формы международного сотрудничества и готова ли она нести связанные с созданием нового предприятия риски. Ниже рассмотрены основные шаги планирования СП.
Вероятно, самый важный шаг при планировании СП – выбор делового партнера. Чтобы выбрать партнеров-участников либо страну базирования СП необходим глубокий анализ следующих факторов принимающей стороны: возможность доступа к квалифицированной рабочей силе, языковые и инвестиционные барьеры, транспортные ограничения, международная защита промышленной собственности, технические стандарты и т.д. Затем надо оценить подходят ли существующие компании-поставщики или клиенты, с которыми уже установлены долгосрочные отношения, либо рассмотреть в качестве потенциальных партнеров конкурентов. Нужно учесть:
· Насколько хорошо они работают?
· Какое у них отношение к сотрудничеству?
· Совместимы ли у Вас цели?
· Можно ли им доверять?
· Дополняют ли ценности их продукции ваши?
· Какая у них репутация?
Чтобы оценить потенциальных деловых партнеров, необходимо провести некоторые исследования:
· Являются ли они финансово безопасными?
· Есть ли у них проблемы с кредиторами?
· Есть ли у них СП с другими деловыми партнерами?
· Какой вид управления они используют?
· Как они работают (продукция, маркетинг, кадры)?
· Что говорят о них клиенты и поставщики?
Кроме этого, важно выяснить, какой вклад внесут партнеры в создаваемое предприятие:
· капитал,
· модели и методы управления,
· клиентская база,
· особые технологии,
· доля рынка в целевом сегменте,
· лучшая бизнес-репутация,
· ключевые конкурентные преимущества,
· каналы распределения.
Выделив наиболее важные факторы и определив их приоритетность, можно приступить к непосредственному поиску будущих партнеров. После создания некоторого «списка» кандидатов, необходимо изучить их соответствие поставленным требованиям. Затем назначают людей, ответственных за выбор деловых партнеров из предложенного списка и участвующих в процессе этого выбора от начала до конца.
Создание совместного капитала означает определение партнерами на основе взаимного согласия общих ценностей и целей совместного предприятия. Тщательная разработка плана создания совместного дела является ключом к долгосрочному сотрудничеству. Есть ряд важных моментов, на которые должны обращать внимание менеджеры при проведении переговоров по созданию совместных предприятий для того, чтобы быть уверенными в успешном и правильном начале совместного дела.
Можно рассмотреть следующие шаги этого процесса:
1) определение стратегической цели каждым из партнеров;
2) выработка общей цели;
3) создание рабочих групп проекта;
4) информирование о совместных намерениях;
5) разработка плана внедрения проекта;
6) разработка стратегии выхода.
Определение стратегической цели
В силу того, что компании расценивают создание совместных предприятий как поддержание или восстановление утраченной конкурентоспособности, они должны переориентироваться с анализа прошлой деятельности на ожидание будущих результатов. При формулировании стратегической цели каждая из компаний-партнеров должны учитывать:
· преимущества успешного дела,
· долгосрочную перспективу,
· личные усилия и отдачу.
Партнеры должны четко представлять, какие преимущества они получат, если совместное предприятие будет успешным. Как сказал менеджер отдела телекоммуникаций компании Hewlett-Packard при организации совместного предприятия с отделом сетевого управления фирмы Ericsson в Швеции в 1993 году: «Мы развиваем свой бизнес и пытаемся увеличить его обороты путем создания совместного продукта, поэтому нам необходимы более глубокие знания о бизнесе телекоммуникаций, чтобы стать поставщиками фирмы Ericsson». Целью создания данного совместного предприятия было предоставление платформ для сетевого управления и решений для операторов. Ericsson был собственником 60% совместного предприятия и предоставил отдел с 300 работников. Hewlett-Packard владел 40% и предоставил отдел R&D и ноу-хау для стандартных платформ.
Выработка совместной цели
Следующими шагами являются оценка согласованности стратегических целей компаний-партнеров и обсуждение совместной стратегии, объединяющей цели обеих компаний. Без четкого понимания целей партнера невозможно добиться успешного создания совместного предприятия. Чтобы совместная цель была четкой, должен быть разработан бизнес-план, где была бы указана добавленная стоимость, задачи и вложение ресурсов со стороны обоих партнеров, а также критерии оценки деятельности. В совместном предприятии по развитию продукта между Ericsson и Hewlett-Packard написание бизнес-плана помогло раскрыть интересы каждого партнера и положило начало проекту, направленному на создание общего капитала.
Также необходимо согласовать следующие вопросы, касающиеся будущей политики материнских компаний:
1) сконцентрироваться на использовании производственных мощностей или вкладывать ресурсы в ноу-хау либо финансовые активы?
2) передать СП существующую технологию производства товара или направить ресурсы на разработку собственной технологии?
3) назначить персонал «сверху» или позволить руководству СП самостоятельно набирать штат?
Создание проектных групп
Для разработки совместной стратегии и, в частности, для составления бизнес-плана нового предприятия необходимо создать проектные группы, которые должны определить зоны сотрудничества, стратегические направления и финансовые задачи. Создание проектных групп является важным шагом в снижении двусмысленности и неопределенности на стадии переговоров. Обмен информацией между этими группами строит основу для взаимопонимания и в итоге приводит к подписанию необходимых соглашений. Наличие проектных групп помогает создать платформу для дальнейшего сотрудничества:
· партнеры уже оценили совместную работу,
· каждый партнер знает о целях, слабых и сильных сторонах другого,
· знания и опыт работы проектных групп могут оказать помощь в структурной организации совместного предприятия,
· продолжительность работы в одном проекте повышает отдачу его членов,
· людям уже удалось наладить межличностные отношения, что помогает разрешению конфликтов на поздних стадиях сотрудничества.
Информирование о совместных намерениях
Многие решения по поводу создания совместных предприятий между компаниями обычно принимаются на высшем руководящем уровне. Менеджеры подразделений или CEO определяют области и преимущества сотрудничества, а также создают картину того, как компании должны работать совместно. Этот образ может не всегда согласоваться с мнением сотрудников, работающих над созданием совместного предприятия. Поэтому важно информировать сотрудников проекта о разработанных совместных целях. Информирование о совместных решениях большего числа сотрудников проектных групп важно по двум причинам. Информируя о решениях тех, кто планирует работать с или в совместном предприятии, руководители тем самым снижают чувство беспокойства у своих будущих коллег. Разъяснение целей сотрудничества обеспечивает понимание сотрудниками обеих организаций стратегий, выработанных на уровне руководства.
Обязательная поддержка мажоритарных акционеров
Одним из самых важных факторов при создании совместного предприятия является получение поддержки от мажоритарных акционеров. Без поддержки заинтересованных сторон совместному предприятию грозит нехватка ресурсов, необходимых для реализации стратегии; оно может столкнуться с организационным противостоянием или с проблемами легализации как внутри, так и за пределами организации. Основными заинтересованными лицами обычно являются члены высшего или среднего управленческого звена. Задачей этих заинтересованных лиц, часто называемых «сторонниками идеи», является протекция проекта по созданию совместного предприятия в своей компании. Поскольку менеджеры среднего звена постоянно занимаются выполнением своих ежедневных обязанностей, «сторонники идеи», находясь на более высоком уровне, могут указывать на долгосрочные перспективы сотрудничества. «Сторонники идеи» играют важную роль не только на стадии формирования совместного предприятия, а также на протяжении его существования. Они гарантируют интерес материнской компании и тем самым помогают преодолеть три основные проблемы совместных предприятий: легализация, отсутствие ресурсов и организационное противостояние.
Страницы: 1, 2, 3, 4