- полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;
- организационно-правовая форма;
- размер уставного капитала. Виды, количество, номинальная стоимость выпущенных акций;
- учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
- принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;
- наличие филиалов, представительств;
- юридические лица, в которых предприятие владеет более 5 % собственности.
В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей Перспективе.
В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы.
Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли, при этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, емкость, капиталоемкость, тенденции роста отраслевого рынка.
При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
- экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, величина процентной ставки за кредит);
- политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);
- демографические (рождаемость, старение населения, миграция, беженцы);
- природные (дефицит некоторых видов сырья);
- научно-технические;
- культурные и мировоззренческие.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ.
SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по "нейтрализации" угроз, минимизация слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.
Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT- анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия.
2.3.2 Формирование стратегии развития
Процесс формирования стратегии включает три этапа:
- формирование общей стратегии предприятия (портфельной);
- формирование деловой (конкурентной) стратегии;
- определение функциональных стратегий.
Различные варианты общих стратегий, используемые в стратегическом анализе, для удобства объединяют в три основных типа:
1)стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержки;
2) стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков;
3) стратегия сокращения - применяется в тех случаях, когда выживание предприятия находится под угрозой. Проявляется в "сборе урожая", то есть в получении краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах за счет сокращения доли рынка, в случае достижения критической точки - ликвидации бизнеса.
Общая стратегия фирмы определяется на основе анализа стратегий СЕБ. Критерий выбора - наиболее рентабельные условия роста предприятия. С учетом этого выбора конкретизируются стратегии отдельных СЕБ (стратегических единиц бизнеса).
Важной темой современного хозяйствования является разработка стратегии выживания.
Стратегия выживания отечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегия выживания включает в себя общий (организационный), рыночный, финансовый, производственный, кадровый компоненты.
Организационный компонент стратегии выживания включает; вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы); создание различных горизонтальных объединений предприятий.
В рамках рыночной стратегии предприятия проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, их надежности и перспектив, контактов с новыми коммерческими структурами на рынке.
Финансовая стратегия - жесткие финансовые ограничения становятся определяющими при принятии основных финансовых решений.
Производственная стратегия нацелена в первую очередь на поддержание технического уровня производства.
Кадровая стратегия, в свою очередь, предполагает сохранение ядра трудового коллектива.
После формирования общей стратегии развития предприятия приступают к определению деловой (конкурентной) стратегии.
Деловая (конкурентная) стратегия предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью ее общей стратегии. Если фирма включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную конкурентную стратегию.
Характеристика конкурентной стратегии фирмы представляется в разделе бизнес-плана "Конкуренция и конкурентное преимущество".
На основе общей стратегии развития предприятия и конкурентных стратегий отдельных стратегических единиц бизнеса приступают к формированию функциональных стратегий.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают следующие элементы:
- стратегия НИОКР;
- производственная стратегия;
- маркетинговая стратегия;
- финансовая стратегия;
- стратегия управления персоналом.
Каждая функциональная стратегия подробно рассматривается в соответствующих разделах бизнес-плана.
2.3.3 Формулировка целей бизнеса
В бизнес-плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.
Миссия - это руководящая философия бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, т.е. это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Миссия фирмы должна включать:
- целевые ориентиры;
- сферу деятельности фирмы;
- моральный кодекс фирмы (имидж, ценности организации и другое);
- способы осуществления деятельности.
Миссия выражается в достаточно простых определениях и в удобной для восприятия форме.
Для вновь создающихся фирм миссия в обязательном порядке включается в бизнес-план.
Цели - это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.
Деятельность экономической организации очень разнообразна. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:
- положение на рынке;
- инновация;
- производительность;
- ресурсы;
- доходность (прибыльность);
- управленческие аспекты;
- персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе;
- социальная ответственность.
Цели предприятия как конкретные достижения, к которым оно стремится, могут быть составлены либо в определенной последовательности, либо с выделением их приоритетности, либо с предоставлением схемы по каждому направлению деятельности.
Основные цели предприятия делятся на цели второго, третьего и более низкого уровней. Выполнение всех целей возможно лишь при согласовании, как их функциональной взаимосвязи, так и времени протекания действий. Для этого строится дерево целей, которое целесообразно представить в приложении к бизнес-плану.
В бизнес-плане, как правило, формулируются цели более низких уровней иерархии дерева целей. Реализация целей конкретного бизнес-проекта в пределах предприятия является лишь средством общей стратегической линии.
2.4 Характеристика услуг и продукции
В разделе бизнес-плана "Характеристика услуг и продукции" представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:
- потребности, удовлетворяемые товаром - основное назначение товара - удовлетворение потребности клиента фирмы. В этой связи задача бизнес-плана состоит в грамотном определении основной ценности товара, акцентировании внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характеристиках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11