Рефераты. Основы бизнес-планирования

-              эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам бизнес-проекта, в том числе;

-              региональную эффективность;

-              отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

-              бюджетную эффективность бизнес-проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Расчеты эффективности проводятся аналогично определению показателей коммерческой эффективности. Отличие состоит в выборе нормы дисконта и способах формирования чистого денежного потока.


2.12 Потенциальные риски


2.12.1 Структура и содержание раздела

Данный раздел содержит следующие составные части:

-                   анализ рисков. Оценка риска проекта;

-                   потери от риска. Тип области риска проекта.

-                   организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

-                   программа страхования рисков. Анализ рисков. Оценка риска проекта.


2.12.2 Анализ рисков. Оценка риска проекта

Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления проекта.

Назначение анализа риска заключается в том, чтобы получить необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и оценить последствия.

Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

На этапе качественного анализа определяют причины, факторы и потенциальные области риска, выявляют возможные его виды.

Причины риска - объективные или субъективные действия, влекущие за собой наступление рисковых событий.

Факторы риска - предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность наступления рисковых событий.

По результатам выделения потенциальных областей риска, анализа причин и факторов выявляют конкретные риски проекта, перечень которых приводится в бизнес-плане. При этом, как минимум, учитываются следующие виды рисков:

•  производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий;

•  коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.);

•  финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.;

• риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены Политического курса страны до забастовок и землетрясений).

По характеру воздействия риски делятся на простые и сложные. При этом сложные (составные) риски являются объединением простых, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается как простой. Простые риски определяются полным перечнем пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как зависящее от других.

В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков.

Вторая задача - определение удельного веса каждого простого риска по всей их совокупности.

Третьей задачей является оценка вероятности наступления событий, относящихся к каждому простому риску. Четвертая задача - определение балльной оценки по всем рискам проекта.


2.12.3 Оценка потерь риска. Тип области риска проекта

Для наиболее значимых рисков в бизнес-плане целесообразно оценить потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери - это затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами.

Финансовые потери - возникают в результате прямого денежного ущерба (платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также результатом неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращение долгов и др.

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.).

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня деловой и исполнительной дисциплины, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи.

В завещание анализа можно определить тип области риска деятельности фирм при реализации проекта. В условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска деятельности любой фирмы.

Безрисковая область - при реализации проекта фирма ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, фирма получает, как минимум, расчетную прибыль. Теоретически, при выполнении проекта прибыль фирмы не ограничена.

Область минимального риска - в результате деятельности фирма рискует частью или всей величиной чистой прибыли.

Область повышенного риска - фирма рискует тем, что в худшем произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. В этой области возможна производственная деятельность краткосрочных кредитов.

Область критического риска - фирма рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку и затраты будет возмещать за свой счет.

Область недопустимого (катастрофического) риска - деятельность фирмы при реализации проекта может привести к банкротству, потере инвестиций.


2.12.4 Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков

Особое место в данном разделе должно быть уделено методам компенсации и снижения риска, то есть предотвращения неблагоприятных событий или ослаблению их негативного эффекта.

Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация, страхование, самострахование, распределение риска.

Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование - это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования , как хеджирование - страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта.

К конкретным мерам снижения производственных рисков можно отнести действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.

Мерами снижения коммерческих рисков могут быть:

-              систематическое изучение конъюнктуры рынка;

-              создание дилерской сети;

-              соответствующая ценовая политика;

-              образование сети сервисного обслуживания;

-              формирование общественного мнения (паблик рилейшнз) и фирменного стиля;

-              реклама, т.д.

Финансовые риски могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т.д.

Мерой по снижению рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами, служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.

В заключение отметим, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

-              не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

-              не забывать о последствиях риска;

-              не рисковать многим ради малого.


2.13 Приложение (сопровождающие документы) к бизнес-плану


Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Только те документы, которые представляют непосредственный интерес для потенциального (инвестора, должны быть приведены полностью. В части остальных можно ограничиться краткими заметками. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане. В приложение рекомендуется поместить следующие документы:

-              данные по анализу рынка;

-              спецификации продукта, фотографии;

-              копии рекламных проспектов;

-              карту организации;

-              договоры аренды;

-              важнейшие контракты: товарные сделки, сырьевые контракты;

-              рекомендательные письма;

-              публикации: журнальные статьи, ссылки на упоминание в книгах;

-              калькуляции себестоимости продукции (услуг);

-              данные расчета элементов сметы затрат;

-              формы финансовой отчетности за период, предшествующий анализу реализации проекта;

-              кредитные отчеты и др.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.