1. Построение карты текущего состояния предусматривает анализ существующих процессов в потоке создания ценности; выявление источников потерь. При создании карты фиксируются следующие данные: название оборудования или процесса; время выполнения операции или процесса (фиксируется фактическое время, а не указанное в существующей на данный момент документации); надежность оборудования (время работы оборудования без поломок); количество операторов или сотрудников, выполняющих определенную операцию или обслуживающих процесс; наличие запасов на складе сырья и материалов для данного потока (в днях), количество готовой продукции (в днях), количество межоперационных и межцеховых запасов незавершенной продукции по данному потоку (в днях); порядок и сроки размещения заказов у поставщиков по данному потоку; порядок отгрузки и сроки формирования заказов от клиентов на данный вид продукции или группы продуктов; время такта – период, за который должна быть изготовлена единица продукции, рассчитывается исходя из потребности клиента в день или в смену; время такта задает время цикла, то есть выполнение одной операции должно быть меньше или равно времени такта; порядок планирования производства на предприятии, а также уровень детализации этих планов и порядок прохождения этих документов.
2. Построение карты будущего состояния (то, что мы хотим получить), в нее должно быть включено: создание плана по ликвидации источников потерь; назначение руководителя проекта по внедрению изменений в определенном потоке; определение ключевых показателей работы по реализации проекта; определение сроков реализации проекта.
Одно из самых главных требований, способствующих эффективности – это снижение на предприятии запасов сырья, материалов, полуфабрикатов. Все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подается на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчет требуемого объема незавершенного производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идет запрос на предыдущий этап производства на определенное количество полуфабрикатов, то есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка. Таким образом, снижается риск порчи запасов, затраты на их закупку и хранение. Для избегания срывов поставок и снижения риска поставок некачественного сырья следует поддерживать долгосрочные договорные отношения с поставщиками. Кроме того, количество поставщиков должно быть достаточным, при возникновении проблемы с одним поставщиком, заранее должна быть известна замена ему.
Самым важным компонентом производственной системы является управление производственным персоналом. Для эффективной работы персонала, прежде всего, должны применяться действенные методы стимулирования и мотивации, главная цель которых это – вовлеченность работников в производственный процесс. Работники на своем рабочем месте должны также заниматься сбором и анализом информации о работе не только на своем рабочем месте, но и о производственном процессе вцелом. Это повышает универсальность, взаимозаменяемость работников, позволяет оперативней решать проблемы, связанные, например, с поломкой оборудования, также зная, как знает производственный процесс, можно наилучшим способом организовать работу. В компании должна действовать система подачи предложений. Эта система направлена на стимулирование сотрудников всех уровней для подачи рационализаторских предложений. Преимущество должно отдаваться командной работе.
При обслуживании оборудования должны решаться следующие задачи: 1) возможность переналадки оборудования, универсальность применяемых запчастей; 2) постоянный контроль за состоянием оборудования и возможность быстрого ремонта; 3) основным критерием выбора должна стать экономичность оборудования – безопасность в применении, экономичность, ускорение операций, снижение затрат сырья; 4) создание информационных стендов и инструкций о правилах работы на данном оборудовании.
В рамках управления качеством предусматривается постоянный контроль всех процессов и операций, применяемого сырья, условий хранения муки. При возможности устранение дефектов должно производиться на том участке, на котором он возник сразу с момента обнаружения. Ответственность за качество возлагается на сотрудников всех уровней – сверху донизу.
Для эффективного управления материальными потоками необходимо устранить лишние операции и перемещения на рабочем месте, то есть рационально организовать рабочие места. Необходимо сократить простои, для этого создают запасы незавершенной продукции и осуществляют упреждающие меры, позволяющие предупредить неплановую остановку оборудования. Необходимо также сократить лишние перемещения производства продукции по различным операциям, уменьшить потери от ущерба вследствие транспортировки с помощью создания операционных карт, размещению рядом различных производственных процессов.
Для совершенствования производственной системы необходимо, в первую очередь создать карты потока создания ценности, предусматривающие анализ существующих процессов в потоке создания ценности; выявление источников потерь, а также проектирование производственных процессов в будущем. Для эффективной работы персонала, прежде всего, должны применяться действенные методы стимулирования и мотивации, главная цель которых это – вовлеченность работников в производственный процесс. В компании должна действовать система подачи предложений, направленная на стимулирование сотрудников всех уровней для подачи рационализаторских предложений. В целях снижения на предприятии запасов сырья, материалов, полуфабрикатов все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Для эффективного управления материальными потоками необходимо устранить лишние операции и перемещения на рабочем месте, сократить простои, для этого создают запасы незавершенной продукции и осуществляют упреждающие меры, позволяющие предупредить неплановую остановку оборудования. В рамках управления качеством предусматривается постоянный контроль всех процессов и операций, применяемого сырья, условий хранения муки. При возможности устранение дефектов должно производиться на том участке, на котором он возник сразу с момента обнаружения.
Производственная система представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, способствующих производственному процессу и направленных на создание конечного продукта. Основной и определяющей частью производственной системы являются производственные процессы, для организации которых необходимы орудия труда, предметы труда и рабочая сила. В зависимости от уровня технологического развития, организации и методов снижения издержек выделяют три типа производственных систем: мягкая донаучная производственная система (военно-анархическая система); жесткая научная производственная система (фордизм); мягкая научная система, основанная на гибких производственных технологиях. Исследование производственных систем может осуществляться на основе структурного и функционального подходов. Структурный или объектный подход характеризуется разделением производственной системы на составляющие ее элементы (объекты) по определенным признакам и сложившимся связям между ними. Функциональный подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности.
ЗАО «Колос», занимается закупкой и переработкой зерна и производством муки и крупы и занимает стабильное положение на рынке предприятий мукомольной отрасли Белгородской области. У предприятия наблюдается уменьшение численности работников и сокращение фонда рабочего времени. Управление основным производством осуществляется на основе функций планирования, нормирования, организации работ, анализа выполнения производственной программы и контроля за ним, координации и регулирования хода производства. Процесс производства муки включает в себя следующие стадии: формирование помольных партий; очистка от примесей; очистка поверхности зерна сухим или влажным способами; гидротермическая обработка зерна; измельчение зерна. Деятельность компаний мукомольной отрасли напрямую зависит от положения на хлебопекарных предприятиях и предприятиях, сырьем для производства которых является мукомольная продукция. Также состояние предприятий мукомольной отрасли, являющихся переработчиками зерна, зависит от урожая зерна.
Для совершенствования производственной системы необходимо, в первую очередь создать карты потока создания ценности, предусматривающие анализ существующих процессов в потоке создания ценности; выявление источников потерь, а также проектирование производственных процессов в будущем. Для эффективной работы персонала, прежде всего, должны применяться действенные методы стимулирования и мотивации, главная цель которых это – вовлеченность работников в производственный процесс. В компании должна действовать система подачи предложений, направленная на стимулирование сотрудников всех уровней для подачи рационализаторских предложений. В рамках управления качеством предусматривается постоянный контроль всех процессов и операций, применяемого сырья, условий хранения муки. При возможности устранение дефектов должно производиться на том участке, на котором он возник сразу с момента обнаружения.
1. Волков, И. Проектный анализ [Текст]: Учебник / И. Волков, М. Грачева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.
2. Гавренкова, В. Организация производства [Текст]: Учеб. пособие/ В. Гавренкова. – Владивосток: ДВТИ, 1995. – 228 с.
3. Грузинов, В. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. пособие/ В. Грузинов, В. Грибов. – М.:ИЭП, 2004. – 296 с.
4. Егорова Т. Организация производства на предприятиях машиностроения [Текст]: Учеб. пособие / Т. Егорова. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.
5. Джеймс, П. Вумек. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании [Текст]/ П. Вумек Джеймс, Дэниел Джонс. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
6. Золотогоров, В. Организация и планирование производства [Текст] /В. Золотогоров. – Минск: Проспект, 2001. – 356 с.
7. Ильенкова, С. Производственный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие/ С. Ильенкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 368 с.
8. Ильин, А. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. пособ. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / А. Ильин, Л. Синицина. – Мн.: Новое знание, 2000. – 416 с.
9. Кантор, В. Экономика предприятия [Текст] / В. Кантор. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
10. Кузин, Б. Методы и модели управления фирмой [Текст] / Б. Кузин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
11. Новицкий, Н. Организация производства на предприятиях [Текст]: Учеб. пособие / Н. Новицкий – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 c.
12. Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства [Текст] / Т. Оно. – М.: ИКСИ, 2005. – 272 c.
13. Организация производства и управление предприятием [Текст]: Учеб. пособие / Туровец О. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 350 с.
14. Самочкин, В. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование [Текст] / В. Самочкин. – М.: Дело, 2000. – 376 с.
15. Скляренко, В. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. пособие /В. Скляренко, В. Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 c.
16. Стивенсон, В.Д. Управление производством [Текст] / В.Д. Стивенсон. – М.: Бином, 1999. – 928 c.
17. Туровец, О. Организация производства и управление предприятием [Текст]: Учеб. пособие/О. Туровец, В. Родионов, М. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 c.
18. Фатхутдинов, Р. Организация производства [Текст]: Учеб. пособие/ Р. Фатхутдинов – М.: ИНФРА-М, 2001. – 376 c.
19. Царев, В. Внутрифирменное планирование [Текст] / В. Царев. – СПб: Питер, 2002. – 496 c.
20. Шепеленко, Г. Организация и планирование производства на предприятии/ Г. Шепеленко. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 336 c.
21. Экономическая теория [Текст]: Учебник /Видяпин В., Добрынин А., Журавлева Г., Тарасевич Л. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
[1] Кантор, В. Экономика предприятия [Текст] / В. Кантор. – СПб.: Питер, 2003. - С. 45-46.
[2] Стивенсон, В.Д. Управление производством [Текст] / В.Д. Стивенсон. – М.: Бином, 1999. - С. 231-232.
[3] Царев, В. Внутрифирменное планирование [Текст] / В. Царев. – СПб: Питер, 2002. - С. 176-177.
[4] Ильин, А. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. пособ. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / А. Ильин, Л. Синицина. – Мн.: Новое знание, 2000. - С. 105-107.
[5] Волков, И. Проектный анализ [Текст]: Учебник / И. Волков, М. Грачева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998. - С. 47-48.
[6] Ильин, А. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. пособ. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/ А. Ильин, Л. Синицина. – Мн.: Новое знание, 2000. - С. 122-123.
[7] Самочкин, В. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование [Текст] / В. Самочкин. – М.: Дело, 2000. - С. 89-90.
[8] Кузин, Б. Методы и модели управления фирмой [Текст] / Б. Кузин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров. - СПб.: Питер, 2001. - С. 115-116.
[9] Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства [Текст] / Т. Оно. - М.: ИКСИ, 2005. - С. 44-45.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6