Рефераты. Организация производства и управления на предприятии "Сувенир"

1.2. Маркетинговые исследования


Одним из основных условий успешного ведения бизнеса в условиях рыночной экономики является проведение эффективной политики в области сбыта производимой предприятием продукции.

Современное предприятие может эффективно функционировать и развиваться, если оно располагает достаточными денежными средствами для закупки необходимого сырья и комплектующих, для оплаты счетов обслуживающих предприятие структур, для своевременной выплаты зарплаты и т.д.

 Основным источником денежных поступлений на предпри­ятии является реализация выпускаемой им продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции для успешной реализации продукции необходимо проведение эффективной маркетинговой политики.

Маркетинг в буквальном смысле слова означает процесс продвижения товаров на рынок. В основе процесса маркетинга лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (Приложение № 1).

В более узком, предпринимательском смысле, маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

В другой формулировке - маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определения цен, распределения изделий между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потреби­телей.

Прежде всего, предпримем исследование внешней предприни­мательской среды. При проведении маркетинговых исследований необходимо изучить следующие группы факторов: политические, экономические, правовые, социально-демографические, культур­ные, научно-технические и экологические. Воспользуемся для этого вопросником для изучения внешней предпринимательской среды.

1. Политическая среда

а) Характеризуется ли политическая ситуация в стране рынка достаточной стабильностью?

В виду того, что свою продукцию ООО “СУВЕНИР” намере­но реализовывать в странах Западной Европы и в России, от­ветить на данный вопрос можно так. В Западной Европе ситуация достаточно стабильна в политическом смысле. В России политическая ситуация недостаточно стабильна, однако она позволяет заниматься такого рода бизнесом, как изготовление сувениров, главным образом потому, что реализация продукции предприятия за рубежом позволит получать за нее валют­ную выручку, а это, в свою очередь, предполагает поступле­ние валютных средств в бюджет страны и города Санкт-Петербурга.

б) Останется ли она стабильной ко времени нашей ком­мер­ческой деятельности?

Для России - это вопрос риторический, но думается, что относительная политическая стабильность в стране сохранит­ся. Тем более, она сохранится в странах Западной Европы.

в) Готовы ли мы пойти на риск несения убытков из-за нестабильности политической ситуации?

Ответ отрицательный - не готовы.

2. Экономическая среда

а) Какова ожидаемая динамика цен?

В России наметилась тенденция к повышению цен и, ско­рее всего, эта тенденция усилится. В Западной Европе дина­мика цен стабильная.

б) Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?

Что касается России, то очевидно, что инфляция и даль­нейший спад производства окажут негативное воздействие на развитие рынка и спроса на изделия. В Западной Европе на некоторое время может дестабилизировать ситуацию с реализа­цией российских товаров введение Евро - новой валютной единицы.

в) Какие меры следует принять, если такое изменение про­изойдет?

Предприятие намерено осуществлять свою деятельность на основании конкретных заказов, договоров с обязательной 100% предоплатой. Предприятие не намерено принимать в качестве оп­латы за изделия денежные суррогаты. В случае возникновения форс-мажорных условий, предприятие будет перепрофилировано на выпуск товаров массового спроса.

г) Не может ли препятствовать покупке нашего товара недостаточный уровень благосостояния потенциального поку­пате­ля?

В России уже сформировался достаточно состоятельный социальный слой потребителей, на которого, по сути, и рассчи­тана продукция предприятия. В Западной Европе уровень жизни высок, поэтому такая ситуация вряд ли возможна.

д) Отразится ли на величине нашей прибыли высокий уро­вень инфляции в стране рынка? Если да, то в существенной ли мере?

Отразится, но не в существенной мере.

е) Существует ли со стороны государственных и/или муниципальных органов контроль цен на наши товары?

Не существует.

ж) Повлияют ли существенным образом налоги в стране на эффективность нашей деятельности?

Безусловно, любые изменения в налоговой политике госу­дарства определенным образом влияют на эффективность деятель­ности предприятий, однако в настоящее время Правительство Российской Федерации намерено пересмотреть налоги в сторону их понижения.

з) Целесообразно ли нам использовать трудовые, финансовые и другие ресурсы страны рынка?

В производстве будут использоваться российские трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, частично финан­совые. Предполагается привлечение иностранных инвестиций.

и) Не отразятся ли на величине нашей прибыли высокие та­моженные тарифы?

Отразятся незначительно.

3. Правовая среда

а) Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?

Прежде всего, это новая социально-экономическая Программа Правительства, Налоговый Кодекс, Закон о средствах массовой информации.

б) Что следует сделать в таком случае?

Пересмотреть стратегический и оперативный планы развития предприятия.

в) Какой Закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?

Новая Программа Правительства, Налоговый кодекс и Закон о средствах массовой информации.

г) Не противоречат ли законодательству наши продукты с точки зрения их безопасности и ненанесения ущерба внеш­ней среде и потребителю?

Наши изделия не противоречат законодательству с точки зрения безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю.

д) Не запрещен ли таможенными законами ввоз нашего продукта?

Не запрещен.

е) Обладает ли наш продукт достаточной патентной чис­тотой?

Да, обладает.

4. Социально-демографическая среда

а) Какие социально-демографические изменения затрагива­ют наш бизнес?

Предприятие заинтересовано в увеличении состоятельного социального слоя в России.

б) Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос?

В случае пресыщения покупателя “русским стилем”.

5. Культурная среда

а) Какие особенности культурной среды следует учесть при адаптации продуктов под запросы конкретных рынков?

В частности, в Западной Европе проживает большое число наших соотечественников, которые испытывают ностальгию по своей родине. Русское искусство, в том числе и резьба по дереву, всегда привлекали к себе повышенное внимание всех истинных ценителей искусства. Среди состоятельных граждан в России в последнее время отмечается повышенный интерес к высокохудожественные изделиям, к мебели “под старину” и т.п.

б) Какие особенности культурной среды следует учесть при ведении деловых переговоров?

Интерес к народно-прикладному искусству.

6. Научно-техническая среда

а) Какие технологические достижения, влияющие на се­бесто­имость продукции, могут появиться?

В данном случае никакие.

7. Экологическая среда

а) Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?

Таких процессов нет.

б) Какие используемые нами процессы и сырьевые мате­риалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?

На здоровье работников предприятия может повлиять про­из­водственная обстановка: вибрация, шум, плохое освещение, воздействие вредных веществ.

в) Какие меры должны быть приняты в случае необходи­мости?

Эти меры будут перечислены в разделе о технике безо­пас­ности.

Изучая рынок сбыта, можно использовать главным образом три подхода: 1) посредством анализа вторичной информа­ции; 2) путем исследования мотивации и поведения потребителей; 3) путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.

В рамках первого подхода изучались все документы, пред­ставляющие для предприятия интерес, изданные статистическими орга­нами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления. Однако для получения надеж­ных результатов такой информации недостаточно. Согласно официальным данным, в настоящее время в городе и области работа­ют около 30 предприятий по производству и реализации высоко­художест­вен­ных изделий. В основном это узко специализированные предприятия, выпускающие либо керамико-фарфоровую продукцию, либо изделия из дерева, кости, рога и др. Это пред­приятия разной величины и формы собственности, многие из них испытывают сегодня трудности со сбытом продукции, однако вы­сокохудожественные изделия спросом все же пользуются.

В 1991-1992 годах (“пиковые” годы продаж) норма прибыли от реализации этих изделий составляла 80-100%. Этот вид де­ятель­ности был высокорентабельным, и им занимались многие пpeдпри­ятия. Последующее насыщение рынка, вызванное падением по­купа­тельского спроса как в России, так и за рубежом, привело к снижению объема продаж и рентабельности до 15-20%, сбыт этой продукции перестал быть сверхприбыльным. Число фирм, занимающихся производством таких изделий, резко сократилось.

Изучение документов все же не дало оперативной информации  требуемого качества, оно дало лишь некоторое представление об объемах производства и сбыте изучаемой продукции. Номенкла­тура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию трудно проверить.

Второй подход к изучению рынка предполагал исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специ­аль­ных обследований: интервьюирования, собеседований, запол­нения анкет. В качестве опрашиваемых выступали профессионалы-экспер­ты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Помимо изучения мнений потребителей, изучалось также мнение руководителей и специалистов посреднических служб, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-про­из­водителей.

Потенциальными потребителями продукции ООО “Сувенир” являются фирмы: “Местид”, “Руссо-Байт”, “Образ”, “Коблитц Делла Валентина – Санкт-Петербург” и другие. Сотрудничество с ними будет осуществляться на взаимовыгодной основе.

Ценообразование на предприятии планируется строить на следующих принципах:

1.     Цена должна покрывать все издержки.

2.     Цена должна быть достаточно высокой в связи с еди­нич­ностью и неповторимостью продукции.

3.     Цена будет устанавливаться на договорной основе и может содержать определенную льготу.

Предприятие будет строить свое ценообразование, проводя политику престижных цен, учитывая стремление покупателей к высокому качеству товара. При этом предприятие будет стре­миться к достижению наиболее высокого уровня прибыли, а так­же максимально использовать благоприятную ситуацию на рынке. Цену на изделие предполагается устанавливать методом наценки на издер­ж­ки, где минимальная цена будет определяться инди­видуально для каждого изделия, а максимальная - потенциальной возможностью заказчика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.