Рефераты. Организационно-правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства. p>  В условиях ухудшения  воспроизводства  крупные  компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой  возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать  свою  производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 80-х начала 90-х годов сумели приспособиться -  выжили,  другие  -  просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при  преодолении  этого  кризиса  послужило  важным  средством оздоровления экономики.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего    класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2) рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

4) создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5) трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

6) подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

7) разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

8) косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

9) ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

10) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

11) снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

12) улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

1)      более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) слабая компетентность руководителей;

4) повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6) неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и другие.


4. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого  предпринимательства в Российской Федерации.


Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся:

    1. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпри­нимательства в Российской Федерации».

    2.  Постановление   Правительства  РФ  от  23  апреля   1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».

    4. Постановление  Правительства  РФ от 21  августа  2001г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах  - участниках СНГ».

    5. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгал­терского учета для субъектов малого предпринимательства». В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план сче­тов для субъектов малого предпринимательства, формы бух­галтерского учета, возможность применения кассового мето­да и ряд других моментов, имеющих важное значение для ор­ганизации и ведения бухгалтерского учета на малых пред­приятиях.

Кроме вышеперечисленных нормативных актов, необходимо отметить документы, закрепляющие обязательность ведения бухгалтерского учета  субъектами малого бизнеса, его основные принципы и правила. К ним относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от. 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

 

5. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства


Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

1) высокая степень централизации и персонализации управления.    Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

2) отсутствие системы стратегического управления.

Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными перспективами развития предприятия;

3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

4) дефицит финансовых ресурсов – как собственных, так и заемных;

5) скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям, в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту.

Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств.

При организации предприятия его руководитель зачастую считает, что пока у фирмы небольшие обороты, можно нанять недорогого бухгалтера. Вследствие этого потом либо приходит опытный бухгалтер и представляет руководителю целый список налоговых нарушений, многие из которых исправить сложно или невозможно, либо указанный список составляет налоговый инспектор.

Таким образом, первичная постановка учета – такое же необходимое условие при организации предприятия, как составление его учредительных документов.

В течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвердить учетную политику. До подачи первой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, единому налогу необходимо представить учетную политику для целей налогообложения.

Для грамотного формирования вышеуказанных документов требуются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и положений налогового законодательства. Очевидно, что низкоквалифицированному специалисту сложно справиться с данной задачей;

6) потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания законодательной базы: гражданского права, налогового законодательства и других.

Главный бухгалтер организации должен владеть не только экономическими, но и юридическими знаниями.

Поскольку в каждой организации есть сотрудники, бухгалтер должен знать трудовое законодательство.

Взаимоотношения между организацией и внешними контрагентами регулируются гражданским законодательством.

При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблюдать валютное и таможенное законодательства.

Поскольку обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, необходимо знание налогового законодательства;

7) небольшая численность работающих.

Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для ведения бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал.

Нередко на малых предприятиях сотрудники наряду со своими обязанностями выполняют другие работы, в том числе требующие знаний из других отраслей, специалистов по которым у организации еще нет.

Кроме того, практически на каждом малом предприятии есть сотрудник, который единолично выполняет свои обязанности. Следовательно, возможность взаимозаменяемости сотрудников на малых предприятиях ценится очень высоко.

В этой ситуации целесообразна передача отдельных функций специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям);

8) слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.