Рефераты. Организационно-правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.

В названном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона  № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки положения Закона № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).

При определении численности  работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:

- от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- до 15 человек для микропредприятий.

 Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполез­ным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ га­рантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого яв­ляется наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объ­еме прибыли. В течение года эти показатели определяются нара­стающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показате­лей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

 

3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов

к малым предприятиям в зарубежных странах.

Сильные и слабые стороны.


В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого биз­неса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре ос­новных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

    1.  Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться  на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

    2. Валюта баланса не более 2,5 млн. евро.

    3. Выручка от реализации не более 5 млн. евро.

    4. Среднее число занятых не более 50 человек.

    Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

    Большинство стран Европейского союза уже приняли соответ­ствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).

    Те же самые критерии установлены в Великобритании и Авст­ралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах крите­рии отнесения к малым предприятиям следующие:

    1.  Выручка от продаж менее 25 млн. долл. США.

    2.  Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.

    3.  Предприятие не является инвестиционной компанией.

    4.  Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.

    Как видно из приведенных данных, и Россия является страной, где присутствуют стоимостные кри­терии отнесения предприятий к субъектам малого предпринима­тельства.

Сильные и слабые стороны малого бизнеса.

                                                                                                                                   Многие  страны  развитого капитализма давно ощутили эффективность  малых  предприятий  в экономике и  научились  решать  многие  проблемы  связанные  с фирмами,  которые   занимаются   деятельностью   в   небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

     Эффективность  малых  предприятий  в  Германии  несколько выше, чем в США и  в  Японии.  Здесь  на  долю  12,3%  крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится  только 52,6% национального  дохода.  Кроме  того,  2/3  рабочих  мест создается за счет мелкого предпринимательства.  Поэтому  число малых предприятий растет.

   Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

   - в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

   - повысился общеобразовательный уровень  людей  с  одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

   - уменьшение  габаритов,  стоимости  и  упрощение  использовании информационных систем;

   - способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

   - в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

   -  большая  конкурентоспособность  за  счет  меньших   издержек, обусловленных отсутствием лишнего  бюрократического  аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

   - расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

   Но, конечно, малые  предприятия  как  возникают,  так  и распадаются по многим причинам.  Например,  в  Германии в 1990 -х годах более 14500 предприятий из числа  малых  потерпели  крах, причем 40%  из  них  просуществовали  не  более  5  лет. Число банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя  на  риск, предприниматель решает сложную   проблему конкурентоспособности выпускаемой  продукции.  Ведь  начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное  положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в  самом  начале проводить  свою  работу  при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому  начинающая  фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции.  Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это  неудачи  в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

   Но все же, несмотря  ни  на  что, количество  вновь создаваемых  фирм  превосходит  число   ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа  предприятий  малого  и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то,  что часто малое предприятие может обанкротиться не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

                           Отсюда можно говорить о трех  моделях  развития  малого предпринимательства:

   I. консервация масштабов деятельности с  последующим  сохранением статус-кво;

   II. медленное расширение деловой активности;

   III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

  По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% -  не  планируют   расширение, 35% - разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления  на новые рынки, что говорит о стремлении к  сохранению  своего  статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

   Начиная, с 80-х годов обозначилась тенденция к увеличению числа малых  предприятий в Германии и других странах. Поэтому правомерно  утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания  значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

   Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 80-х годов до середины 90-х не возрастала, а по экспорту  даже  несколько  снижалась.

   Наиболее же наглядной  эта  тенденция  была  в  США.  Согласно официальным данным с  1990  по  1999  года  доля  фирм  малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

   В общем, в 90-е годы сначала наметилась, а далее еще очевидней стала проявляться тенденция,  при  которой  доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже  несколько   снижалась.   Установилось   сбалансированное состояние между мелким  и  средним  бизнесом.  Этот  временный период можно считать звездным часом малого бизнеса,  поскольку для предпринимательства все более важной  становится  быстрая, гибкая, инновационная адаптация  внутренней  среды  и  внешних взаимосвязей    фирм    к  возрастающей  неопределенности хозяйственной  среды.  Предприниматели   все чаще осознают необходимость использовать  не  только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые  открываются при    производственной кооперации: экономия  на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

  Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для  экономик  Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно  и  быстро  реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих  других  развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие  предприятия  стали  своеобразным индикатором общего состояния дел в  экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение    хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы  прибыли  в  отраслях экономики. Волна  разорений  или  образования  новых  компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу,  докатывается  до  более  крупных  фирм, отражаясь на их деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.