Рефераты. Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

В целях объединения науки и малого предпринимательства, согласно Постановлению губернатора, этот центр передан в 2005 г. Белгородскому государственному университету и переименован в «Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива».

Основная цель «ИТЦ «Стратегическая инициатива» БелГУ» – развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства области на основе программ и механизмов, реализуемых правительством, интеграции высшего образования, науки, промышленности предпринимательства для осуществления комплексного подхода к развитию малого и среднего бизнеса области. Главная задача, которая стоит перед Центром, – это развитие инновационной деятельности региона на основе научно-технических разработок.

Любой бизнес-проект сначала рассматривается в центре, затем передается в департамент экономического развития области. С 2001 г. по август 2005 года рассмотрено 380 проектов. Работают несколько технических предприятий по типу бизнес-инкубаторов. Там же предоставляется возможность реализовать идеи студентам старших курсов БГУ. Они ведут научную работу параллельно с учебой.

В 11-ти районах Белгородской области есть представительства центра, которые являются координаторами работы по поддержке малого и среднего бизнеса.

В структуре «Стратегической инициативы» функционируют такие подразделения как: Бизнес-центр, Выставочный зал, Технопарк, Бизнес-инкубатор, Институт высоких технологий, Центр нанотехнологий, Центр сервисного обслуживания, Школа предпринимателей. Основные части Центра уже действуют. 11 августа 2005 г. открыт выставочный зал.

Институт высоких технологий с начала 2005 года увеличил число сотрудников в три раза, а объем выполненных работ за I полугодие 2005г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года вдвое.

При факультете предпринимательства и управления БелГУ работает Бизнес-инкубатор, где уже созданы и функционируют более 1,5 десятка предприятий.

В планах создание Центра нанотехнологий – единственного в России. Уже принято решение Министерства науки и образования базировать этот центр в Белгороде. Центр будет обеспечивать предприятия промышленности новейшими разработками в сфере нанотехнологий. Планируется закупить для будущего Центра мощнейший микроскоп, такой в России будет второй.

Есть идея создания Центра интеллектуальной собственности, в подразделениях которого будут и патентование, и банк данных талантливых людей Белгородчины. Начать работу в этом направлении необходимо, считает губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, с создания банка данных талантливых школьников – победителей олимпиад по математике.

В качестве главного результата реформ можно считать то, что в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. В деятельности Центра появится новое направление – инновационная деятельность, в рамках которой создается банк изобретений, экспертная группа по направлениям для отбора изобретений, экспериментальная площадка для изготовления опытных образцов и проведения экспертизы изобретений, банк заказов предприятий и организаций на усовершенствование и разработку новых технологий на производствах.

Большое внимание правительство области оказывает поддержке малого инновационного бизнеса. В течение ряда лет область взаимодействует с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по развитию малого наукоёмкого бизнеса, что позволит привлечь серьезных инвесторов для работы с проектами белгородской молодежи. [12]

В последнее время Фонд особое внимание уделяет ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными предприятиями и большой наукой, и с этой целью отдает предпочтение таким проектам, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах.

В рамках программы «Интеграция академической науки и высшей школы» Фонд начал финансировать те проекты, в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные предприятия.

Начаты и успешно развиваются интеграционные программы с РАН и РАМН, в результате которых институты государственных академий получают на крайне выгодных для себя условиях выпускаемые малыми инновационными предприятиями новейшие научные и диагностические приборы, многие из которых не уступают мировому уровню

С 2004 года в соответствии с решением наблюдательного совета Фонд начал реализацию новой программы «СТАРТ» — по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование. Основная цель программы — содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.

При этом предполагается, что для реализации этой задачи 6удет образована наукоемкая компания, или новые товары и услуги создадут новую нишу высокотехнологичного производства существующего малого предприятия.

Одна из характерных особенностей малых инновационных пред­приятий при университетах и академических институтах — это небольшое число работников на постоянной основе по сравнению с числом привлекаемых по трудовым контрактам студентов, аспирантов.

 

2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов

 

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:

Øобеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;

Øосуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

Øсоздание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

Øрасширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;

Øотбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;

Øформирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;

Øформирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях любых организационно-правовых форм; приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;

Øподготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;

Øповышение массовости и эффективности НИРС  путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;

Øпоиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;

Øразвитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

·        повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;

·        участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;

·        подержание и развитие научных школ вузов в русле преемственности поколений;

·        предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;

·        привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;

·        расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;

·        повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;

·        содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;

·        активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС.

Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:

-                      учебно-исследовательская работа по учебным планам;

-                      включение элементов НИР в учебные занятия;

-                      дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

-                      индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

-                      выполнение НИР на практиках;

-                      подготовка научного реферата на заданную тему;

-                      студенческие научные кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические отряды, студенческие конструкторские бюро;

-                      проведение студентами грамотного патентного поиска;

-                      получение студентами патентов и авторских свидетельств;

-                      студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

-                      привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.