Рефераты. Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;

- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;

- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;

- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;

- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;

- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]

Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:

1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;

2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;

 3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;

4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;

5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;

6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;

7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.

Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»[1], наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах  урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:

·        в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:

- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.

·        в сфере образования:

- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. [1]

«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.

Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:

- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;

- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;

- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;

- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педаго- гические школы;

- обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;

-  усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, способствовать организации акций по выявлению талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию;

- совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа → вуз → аспирантура → докторантура. [3]

Успехи проводимой в стране социально-экономической реформы во многом будут определяться разрешением кризисных ситуаций в экономике, направленностью государственной научно-технической политики на развитие научно-технического потенциала, системы подготовки кадров, обновление производственных мощностей промышленных предприятий и сельского хозяйства на основе прогрессивных техники, технологий и методов управления.

Принятые Федеральные законы "О науке и научно-технической политике", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" создали начальную правовую основу для научно-технического прогресса. И эти планы уже начали исполняться.

В феврале 2005 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Молодежные научные организации – прошлое, настоящее и будущее», в работе которого приняли участие руководители молодежных научных организаций (Советов молодых ученых, Научных студенческих обществ и др.) крупнейших вузов более чем из 40 различных регионов России.

На круглом столе была отмечена необходимость создания единого информационного пространства для научной молодежи из различных регионов России, следствием чего и стало создание портала www.rosmu.ru - Российское содружество молодых ученых. Данный портал ориентирован на представителей научной молодежи России, к числу которых можно отнести как молодых преподавателей и сотрудников вузов, научно-исследовательских институтов и научных центров России, так и аспирантов, студентов, которые уже делают самостоятельные шаги в науке или проявляют к этому интерес.

Следующим этапом формирования объединения интеллектуального потенциала территории можно считать проходивший 1–2 июля 2005 года в Московском авиационном институте (г. Москва) Слет молодых ученых России. На слете присутствовали представители 129 ведущих вузов и НИИ из 64 регионов страны.

На слёте был сформирован Совет молодых ученых Всемирного форума «Интеллектуальная Россия».

В рамках Слета молодых ученых России обсуждались вопросы и проблемы, волнующие научную молодежь России, были намечены возможные пути их решения, а также была представлена программа «Моя Россия – 2020», в рамках которой молодежь может принять активное участие в выработке стратегии будущего развития нашей страны.

Задачи программы «Моя Россия – 2020»:

Øучастие молодежного научного сообщества в разработке стратегии формирования в России общества знаний;

Øпривлечение молодых ученых к разработке и реализации программ Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России»;

Øподдержка молодежных инициатив по развитию интеллектуальных ресурсов общества;

Øорганизация сетевого сообщества молодых ученых России;

Øформирование в молодежной среде инновационной культуры, позитивного отношения к образованию и научной деятельности.

20–22 октября 2005 года в Москве состоялся учредительный Съезд молодых ученых России. Инициировать процессы консолидации научной молодежи и осознания ею социальной ответственности за будущее России, заявить активную позицию научной молодежи в проектировании и созидании будущего страны, создать общероссийскую общественную организацию «Российский союз молодых ученых» для содействия реализации молодежных инициатив во всех сферах жизни общества – вот основные положения и задачи Съезда молодых ученых России.

Результатом съезда стало создание Российского союза молодых ученых с региональным представительством в г. Белгород.

Грандиозный прорыв, произошедший летом 2005 года в организации всероссийского движения молодых ученых, впечатляет. В результате следует ожидать повышения качества проводимых научных мероприятий, увеличения представительства молодых ученых в проектах, направленных на выработку и реализацию стратегии развития нашей страны.

Об актуальности и необходимости поддержки молодых учёных в настоящее время обеспокоены не только органы государственной власти, но и руководители промышленного производства.

Так, Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс и Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов подписали Соглашение об учреждении ежегодного конкурса «Новая генерация» для молодых учёных.

В соответствии с Соглашением, РАО «ЕЭС России» выступает организатором и осуществляет финансирование ежегодного конкурса научных работ в области энергетики и смежных наук среди молодых ученых РАН и студентов высших учебных заведений России. Конкурс учреждается для поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту научной молодежи и поощрения творческой активности молодых ученых.

На конкурс «Новая генерация» будут выдвигаться научные работы, вносящие значительный вклад в развитие научных знаний, отличающиеся оригинальностью в постановке и решении научных задач. Работы могут быть выполнены научными сотрудниками, преподавателями, аспирантами и докторантами учреждений и организаций Российской академии наук, а также других учреждений и организаций России в возрасте до 35 лет на момент подачи работы на конкурс. При этом, работы могут быть выполнены как отдельными молодыми учеными, так и их коллективами (не более трех человек).

Представленные на конкурс работы после предварительного просмотра Наблюдательным советом, в который входят известные российские академики и представители РАО «ЕЭС России», передаются для оценки Экспертной комиссии, которая выбирает победителей путем голосования. Победителю конкурса вручаются значок и диплом установленного образца, а также выплачивается премия, размер которой определяется постановлением Правления РАО «ЕЭС России» и Президиума Российской академии наук. [11]

Молодые учёные России сейчас получают широкую поддержку не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, премии Европейской Академии учреждены для поощрения и поддержки наиболее талантливых молодых ученых России. Премии присуждаются за фундаментальные научные исследования, выполненные в России и опубликованные в виде книг или статей в ведущих научных журналах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.