Рефераты. Обучение менеджеров

ü     Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении  каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента

ü     Активное изучение или  моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций

ü     «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам

ü     Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа

ü     Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.

ü     «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.


Приведем некоторые особенности «эмпирического» обучения в сравнении с другими методами:



Параметры сравнения

Методы

Лекция

Обсуждение лекции

Анализ конкретной ситуации

Эмпирические методы обучения

Время

Требуется относительно мало времени

Больше

Требуется много времени

Требуется много времени

Степень участия

Как правило, низкая (за исключением лектора)

Выше

Высокая

Крайне высокая

Энтузиазм

Обычно низкая

Переменный

Переменный

Высокий

Контроль

Контролирует лектор

Распределенный

Распределенный

Распределенный: больше контроля со стороны слушателей

Гибкость

Жесткие рамки

Больше гибкости

По-разному

Высокая гибкость; даются лишь общие указания

Ответственность

Главным образом на лекторе

Распределенная: в основном на лекторе

Больше ответственности на слушателях

Ответственность в основном на слушателях

Уровень изучения

Удовлетворительный для приобретения информации

Хороший для понимания информации

Сконцентрирован на аналитических навыках

Высокий уровень изучения, но трудно сфокусироваться на предмете. Уровень изучения неоднороден и варьируется от индивидуума к индивидууму.



Успех этого  метода, как и других, зависит от:

Ø     ясности целей

Ø     выбора рассматриваемых вопросов

Ø     умения объяснить слушателям значимость данного метода обучения

Ø     умения контролировать ход процесса

Ø     умения создать благоприятные условия для успешного обучения и применения знаний в реальной ситуации


ТИПОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Существует целый ряд методов обучения, которые включают в себя выполнение учащимися упражнений “с карандашом в руке”, за ними следует коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь.

Например:

ü     опросники или анкеты, заполняемые слушателями для повторения материала, пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий

ü     «Лабиринт» или ситуации «разветвленного» типа

ü     Выбор одного варианта из нескольких предложенных

ü     Образцовые модели типа «стиль менеджмента», которые показывают учащемуся отличие его работы от образца.



ЗАДАНИЯ


Здесь необходимо отметить следующие ключевые моменты:

1.     Задания должны соответствовать теме, не стоит использовать задания без необходимости

2.     Задания должны быть увлекательными и веселыми

3.     Задания можно давать как в индивидуальном порядке, так и для целой группы

4.     Необходимо приблизительно знать, сколько времени потребуется на выполнение задания. Если отведенного времени недостаточно, нужно разбить его на несколько частей.


Чтение специальной литературы.


Чтение специальной литературы может составлять значительную часть учебного процесса. К сожалению, большинство менеджеров и руководителей избегают чтения в процессе учебы. Да и многие преподаватели пренебрегают этим методом или используют его неправильно, либо, что еще хуже, загружают слушателей огромным количеством материала «на будущее».

Однако в будущем, подобный материал используется редко, а «перегрузка» порой мешает учащимся усвоить несколько простых и полезных принципов, которые должны были бы стать частью их повседневного стиля работы.

Несколько примеров использования специальной литературы:

1.     Предварительное чтение

2.     Чтение публикаций, относящихся к только что проделанной на занятии работе

3.     Ознакомление с более подробной специальной информацией

4.     Предоставление перечня материалов «для дополнительного чтения», или относящихся к той части вопроса, которая не была рассмотрена во время занятия.


РЕЗЮМЕ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)


Резюме (подведение итогов) –самая короткая и наиболее важная часть курса. Оно требует большой подготовки, чем можно себе представить.

Необходимо:

1.     Кратко изложить ключевые моменты пройденной темы

2.     Разобраться в том, что усвоили учащиеся, и затем закрепить их знания

3.     Опираясь на отзывы группы, еще раз подчеркнуть необходимость и ценность изученного материала

4.     Сделать особое ударение на том, что дальнейшие учебные мероприятия или задания необходимы для того, чтобы извлечь максимум пользы из уже приложенных усилий

5.     Главное – четко объяснить, что нового менеджер может делать на работе при условии правильного применения изученного материала

6.     Связать все вышесказанное с данными проведенных исследований


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ


Общение с целью обучения – сложный процесс, требующий творческого подхода для преодоления множества проблем. С его помощью можно успешно решать учебные задачи, связанные с:

ü     Привлечением внимания

ü     Поддержанием интереса

ü     Созданием благоприятной атмосферы на занятиях

ü     Достижением понимания

ü     Восприятием предложенных идей

ü     Практическим применением знаний в работе


Примеры наиболее распространенных наглядных пособий:

1.     Фильмы

2.     Графопроектор

3.     Слайды

4.     Диаграммы

5.     Плакаты, меловые доски или доски со сменными листами

6.     Аудиоаппаратура

7.     Видеоаппаратура для обеспечения обратной связи


Самым интересным среди наглядных пособий, на мой взгляд, является видеоаппаратура. Она обладает просто фантастическим потенциалом и успешно применяется для индивидуального обучения и обучения в группе.

Например, некоторые люди при виде объектива или микрофона тут же начинают нервничать. Можно, например, оставить камеру в аудитории во включенном состоянии, а затем показать отрывки из получившегося видеофильма. Можно также предупредить, что будет производиться запись всех кто входит в класс после перерыва и затем продемонстрировать результаты.

Видеокамера «схватывает» даже самые незначительные детали. Это дает огромный толчок к тому, чтобы слушатели курса начали привыкать контролировать свое поведение, ведь у любого человека есть вредные привычки… а увидев себя на экране.. На многих этот факт очень влияет. И очень часто бывает так, что в процессе просмотра видеозаписи сам исполнитель роли относится к собственным действиям более критично, чем остальные зрители.


ОЦЕНКА И «ШЛИФОВКА»

ОЦЕНКА И «ШЛИФОВКА»


Оценка результатов обучения и «шлифовка»  - это переломный момент всего учебного цикла.

Цель учебного курса – добиться таких изменений в работе менеджера, которые приведут в итоге улучшению работы его компании.

Однако приобретения новых профессиональных навыков порой бывает трудно добиться. Почерпнутые из нового курса идеи должны быть усвоены, выдержать проверку на практике, они должны быть пересмотрены с учетом реальных условий деятельности менеджеров. На этом пути существует множество препятствий и ограничений. К тому же пройденный материал начинает забываться тотчас же после изучения.

«Шлифовкой» является любое мероприятие, корректирующее знания и навыки окончивших курсы менеджмента в зависимости от конкретных обстоятельств их работы.

Во многих случаях трудно рассчитывать на получение желаемых результатов обучения без такой дополнительной «шлифовки» под руководством непосредственного начальника, руководителей высшего звена фирмы или преподавателей, которые могут оказать помощь и поддержку в процессе работы, провести консультации, дать совет. Не исключено, что без этого все усилия, потраченные на обучение, окажутся напрасными.

Во многих случаях учащиеся, не применяющие полученные знания на практике, говорят: «Обучение оказалось бесполезным».

Неквалифицированная «шлифовка» (или ее отсутствие) – самая распространенная причина низкой эффективности курсов по менеджменту.

«Шлифовка» требует применения определенных усилий. Преподаватель должен стимулировать эти усилия. Для этой цели он может использовать самые разнообразные методы.

Важным методом является оценка результатов обучения заинтересованной стороной – менеджерами высшего звена фирмы, направившей слушателя на курсы.

Наиболее важна оценка проведенного обучения, сделанная тем менеджером, который направлял своих подчиненных на курсы. Он вправе спросить : «Что достигнуто?»

Существуют и другие формы оценок обучения, однако…

Ø     новый стиль работы и

Ø     результаты, достигнутые в работе,

с точки зрения менеджеров, наиболее важны.

Как же привлечь руководителей высшего звена к участию в учебных мероприятиях за пределами непосредственного курса обучения? Все начинается с анализа потребностей и постановки задач обучения еще до начала занятий.

Качество оценки проведенного обучения, сделанной руководством фирмы-заказчика, зависит от качества поставленных задач. Если задачи были поставлены в общем и неопределенно, то соответственно общей и неопределенной будет и оценка, а дальнейшее обучение покажется вовсе не обязательным.


ВАЖНЫ И ДРУГИЕ ОЦЕНКИ ОБУЧЕНИЯ


Оценка  в процессе обучения (промежуточная оценка) помогает преподавателю вносить в учебную программу необходимые изменения, которые делают курс более эффективным.

Оценка обучения и планирование действий самими учащимися (когда они сами намечают свое дальнейшее обучение) так же могут оказаться весьма важными.

Оценка по завершению программы (итоговая оценка) может помочь преподавателю…

Ø     повысить качество своей дальнейшей работы,

Ø     определить потребности учащихся в дальнейшем обучении.

Оценка обучения по окончании учебного курса должна включать в себя...

Ø     различные «формы» выяснения коллективного мнения учащихся по поводу учебной программы;

Ø     обсуждение (критику) со стороны учащихся;

Ø     различные способы «тестирования» или наблюдений.


Обучение – циклический процесс. Оно никогда не бывает до конца завершенным. Как только заканчивается один цикл обучения, тут же начинается другой.


КАК ОЦЕНИТЬ ОБУЧЕНИЕ?


Обучение можно оценивать на четырех различных уровнях: мнение слушателей, объем полученных знаний, изменения стиля работы, результативность (реальные улучшения в работе компании).

Мнение слушателей. Самым распространенным способом определения мнения слушателей о курсе обучения является анкетирование. Анкета, к примеру, может включать в себя следующие вопросы: «Что вам понравилось больше всего на занятиях?» «Что - меньше всего?» «Какова ваша общая оценка данного курса?»

Объем полученных знаний. Последовательное анкетирование до начала и после окончания учебного курса позволит слушателям оценить, насколько возросли их значения. Иногда усвоенный материал можно оценить с помощью письменных заданий или с помощью определенным образом составленных вопросников (вопрос и ряд ответов, из которых нужно выбрать правильный).

Изменение стиля работы. Здесь применимы самые разные способы оценки изменения стиля работы или управленческих навыков слушателей курсов, которые можно использовать как для самооценки, так и для взаимной оценки или оценки руководящим составом.

Результативность. Исследуя использование временных и других ресурсов, можно оценить производительность труда менеджера (время простоя, численность привлеченного персонала и т.д.) до и после обучения. Эти данные можно переработать и представить в виде расчета повышения эффективности производства и снижения себестоимости.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.