Для успешной обратной связи с адресатом отправитель информации должен уметь говорить, слушать и отвечать на вопросы.
Для общения существует множество препятствий. Многие факторы путают и искажают преподаваемую информацию.
Любая информация проходит через множество барьеров. Однако совершенно «новых» коммуникативных ситуаций не бывает, просто обе стороны каждый раз «привносят что-то свое». Обе стороны говорят, слушают и понимают, имея разные точки зрения. Информация не может быть обособленной, ее нельзя вырвать из контекста. Она тесно сплетена с конкретной ситуацией, со всеми особенностями обоих участников (индивидуальностью, потребностями, отношением и т.д.). Тот, кто не сможет определить барьеров, препятствующих общению, не сможет найти и нужной дороги.
Обучение - это циклическое движение от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. На каждом этапе обучение можно облегчить, используя различные стили общения.
Приведенная выше точка зрения на обучение предполагает, что люди…
v Начинают с незнания того, что именно они не знают.
Ø Не знают, что именно они не знают.
Ø Не знают, что у них есть проблемы.
Ø Не знают, что они упускают благоприятные возможности.
Ø Не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.
Обычно это является предпосылкой к «приобретению знаний трудным путем», т.е. менеджер учится на своих ошибках.
v Выясняют, что именно они не знают.
Это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее ликвидировать.
v Учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о том, что они делают.
v Приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают, начинают делать это по привычке.
При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной некомпетентности. Это опасно, т.к. приводит к не выявленным проблемам или влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует повторить снова.
Обучение – это изменение стереотипов поведения, которое приносит пользу учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами, существующими и теми, которые могли или должны были бы быть. Что имеется в виду?
Ø Реальные или воображаемые проблемы.
Ø Благоприятная возможность, которой можно воспользоваться.
Ø Новые цели, которых нужно добиться.
Ø Изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже совершенно нового поведения.
Ø Отсутствие профессиональных знаний или навыков.
Любое эффективное общение начинается с вопросов «В чем проблема?» или «Чего не хватает?»
Коммуникатор никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.
Когда ситуация ясна, а цели – определены, можно начинать подготовку сообщения.
В большинстве случаев выступление необходимо планировать, даже если оно обычное или его подготовка не требует значительного времени.
Ø Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более тщательной подготовки, нежели длинные.
Ø Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят слишком долго и упускают важные моменты сообщения.
Ø Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят слишком долго и упускают важные моменты.
Ø Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав соответствующей «домашней заготовки», рискуют вызвать проблем больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: «что, кто, где, почему, как, когда».
Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут ясны проблемы и цели планируемого сообщения.
Готовиться нужно до выступления.
Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели.
Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного обучения.
Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление.
В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому, однако, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации.
Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.
Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким «видит» этот факт другая сторона.
Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:
Ø Чувствуйте ситуацию.
Ø Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
Ø Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и исподволь внушайте идею.
Ø Слушайте внимательно.
Ø Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.
Ø Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
Ø Используйте подход «проблема – решение».
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.
Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:
Ø Управлять.
Ø Координировать.
Ø Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.
Ø Обучать в процессе работы.
Ø Уметь убеждать.
Ø Работать в команде (группе).
Ø Заниматься консалтингом.
Ø Собирать необходимую информацию.
Ø Быть другом.
Ø Быть «отцом родным».
Практика обучения
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Его основные разделы:
1. Лекция.
2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.
3. Анализ конкретных ситуаций.
4. Деловые игры.
5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.
6. Типовые упражнения с карандашом в руке.
7. Задания.
8. Использование письменного материала.
9. Резюме (подведение итогов).
10. Наглядные пособия.
11. Программное обучение и конспекты.
12. Практическая работа в реальных условиях.
13. Аудиторные занятия.
14. Использование компьютеров.
ЛЕКЦИЯ.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.
Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.
Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
· если лектор пользуется доверием как источник информации;
· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции:
ü может быть скучной
ü слабая обратная связь
ü пассивность слушателей
ü быстро забывается
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.
Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:
§ рисунки, плакаты, диаграммы
§ меловая доска
§ макеты и модели
§ тезисы выступления
§ наглядные примеры
§ краткие комментарии экспертов и оппонентов
§ использование графопроектора
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.
Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры …
· не казались ребяческими и незрелыми
· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер
Страницы: 1, 2, 3, 4