Рефераты. Обучение менеджеров

·        не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации

·        не были слишком длинными

·        не были слишком персонифицированными

·        не были устаревшими


Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных


ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).


Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.

Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:

Ø     изучить  вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов

Ø     изменить существующие мнения или представления

Ø     развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые

Ø     разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе


Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:

ü     обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем

ü     обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем

ü     обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»

ü     обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции

ü     выполнение типового упражнения в процессе обсуждения


Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:

q       Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.

q       Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.

q       Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.

q       Небольшие группы работают обособленно

q       Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.


МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ


Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.

Обычно учащемуся предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе и количественные данные, реальной управленческой ситуации.

Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.

Едва ли найдутся такие учащиеся, взгляды которых на предложенную ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся придется применить свои аналитические способности.

Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.

Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.

В некоторых курсах обучения менеджменту используется исключительно метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения.

Метод конкретных ситуаций – удобный способ раскрыть перед учащимся все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в частности.

ü     Он упорядочивает знания и факты

ü     Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения

ü     Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного


ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ


Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.

Например: «Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета».

Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.

ü     Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».

ü     Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.

ü     Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения

ü     Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.


Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».

Существует много разновидностей метода деловых игр:

Ø     Роли расписанные и не расписанные

Ø     Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») собственные решения

Ø     Ролевые игры, в которых учащиеся копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.


Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».


Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:


Метод конкретных ситуаций

деловые игры


1

Проблема выносится на об­суждение

1

Проблема рассматрива­ется в обстановке, при­ближенной к реальной

2

Проблему определяют предшествующие события

2

Проблема определяет развитие событий

3

Проблема затрагивает других людей

3

Проблема затрагивает самих учащихся

4

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически

4

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат

5

Подчеркивается значение фактов

5

Подчеркивается значение субъективных впечатлений

6

С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи»

6

Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри»

7

Предполагается мысленное участие

7

Создаются условия для эмоционального участия

8

Совершенствуется умение анализировать проблемы

8

Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми

9

Предназначается для разработки гипотез и идей

9

Предназначается для проверки гипотез и идей

10

Тренируется умение правильно разобраться в ситуации

10

Тренируется эмоциональный контроль

11

Действия или решения только обсуждаются

11

Действия или решения приводятся в исполнение

12

Последствия предложенных действий обычно не определяются

12

Устанавливается непрерывная обратная связь


Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.


ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ДРУГИЕ «ЭМПИРИЧЕСКИЕ» УЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ.


Среди подобных методов встречаются:


ü     Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых слушатели определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.