Действенные механизмы участия в прибылях предприятий были составной частью государственной экономической политики в бывшем СССР: премирование инженерно-технических работников и служащих осуществлялось из фонда материального поощрения, образованного из прибыли предприятий по определенным нормативам. Это был элемент коллективной заинтересованности работников в конечных результатах (в выполнении плана). Теперь на предприятиях Украины подобные механизмы отсутствуют. Государство не участвует в оптимизации отношений между трудом и капиталом, не разрабатывает законодательные и организационные формы социального партнерства. Однако в данном направлении кое-что сделано. На рассмотрение Верховной Рады представлено несколько соответствующих законопроектов - "О государственно-частном партнерстве в Украине", "О социальном диалоге в Украине" (приняты в первом чтении 3 августа 2008 г.). В апреле 2008 г. подписано Генеральное соглашение между профсоюзами Украины, Кабинетом Министров и всеук-раинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, в котором зафиксировано, что профсоюз как сторона коллективного договора с работодателем участвует в распределении прибыли. Впрочем, такой порядок действителен только для государственного сектора экономики, а частный бизнес сопротивляется, аргументируя свои позиции тем, что в Хозяйственном кодексе Украины отсутствует статья Закона Украины "О предприятии" (1991 г.), которая предусматривала бы норму использования прибыли предприятия с учетом мнения трудового коллектива. Исходя из собственных эгоистических интересов предприниматели утверждают, что профсоюз и трудовой коллектив не должны иметь никакого отношения к распределению прибыли и что право собственника, выдав заработную плату, распоряжаться прибылью по своему усмот-рению 10. К слову, в странах с развитой экономикой признают необходимым до 20% прибыли предприятия отдавать в пользу наемных работников, сглаживая тем самым противоречия между трудом и капиталом.
Участие профсоюзов в распределении прибыли не означает, что они оказываются в положении просителя, который униженно вымаливает надбавку у работодателя из прибыли предприятия для трудового коллектива. Проводя коллективные переговоры и заключая тарифные соглашения, профсоюзные лидеры должны чувствовать себя равноправными партнерами, занимать жесткую позицию в определении вклада коллектива в конечные результаты работы предприятия. И потому нужно законодательно закрепить положение об универсальном алгоритме (способе) определения величины этого вклада в виде дополнительных выплат из прибыли, представляющих собой произведение фактически начисленного фонда заработной платы и коэффициента (темпа прироста) производительности живого труда в рассматриваемом периоде.
Приведем некоторые способы реализации таких механизмов в Украине, допуская, что их внедрение произошло в 2001 г.
1- й вариант. Дополнительная часть доходов работников полностью выплачивается из чистой прибыли предприятия (см. табл. 5). В результате эти доходы по годам периода возросли бы на 2,5-13,7%, чистая прибыль уменьшилась на 3,3—14,6%, а поступления государства остались бы на прежнем уровне. Но реализация такого варианта по инициативе предпринимателей представляется маловероятной, а у государства нет рычагов административного воздействия на соответствующие процессы. Поэтому необходимо найти компромиссные варианты взаимоотношений в треугольнике "государство — предприниматель -работник", основанные на экономической заинтересованности сторон в проведении тех или иных решений. Одним из путей является уменьшение налоговой нагрузки на прибыль предприятий.
2- й вариант. Уменьшения величины налогов можно достигнуть, снизив начисления на прибыль или сузив базу налогообложения. Последнее будет реальным, если изменить очередность распределения общей прибыли: выплаты из нее дополнительных доходов наемным работникам за повышение производительности труда необходимо сделать приоритетными. Если на законодательном уровне признать целесообразность такого шага, то это будет способствовать большей заинтересованности работодателей в повышении доходов работников.
Результаты расчетов показывают, что в этом варианте чистая прибыль предпринимателей уменьшается медленнее, в разные годы рассматриваемого периода - от 2,7 до 12,6%. Вместе с тем и поступления в госбюджет от налогообложения прибыли также уменьшаются (см. табл. 6).
3- й вариант предусматривает непосредственное участие государства в росте доходов наемных работников. Дополнительные выплаты им формируются как из чистой прибыли предприятия, так и из части налогов на прибыль, которые государство оставляет на такие цели предприятию. Соотношение участия государства и работодателей в повышении доходов работников обусловливается многими факторами, например, организационно-правовыми формами хозяйствования (государственное, акционерное, частное предприятие) и пр. Однако в любом случае участие государства должно быть достаточно весомым, иначе работодатели не будут заинтересованы в направлении прибыли на дополнительные выплаты. Оптимальна ситуация, когда государство и работодатель выступают как равноправные партнеры, — половину эффекта от повышения производительности труда компенсирует государство, уменьшив налог на прибыль, а вторую половину - работодатель, уменьшив чистую прибыль. Приведенные в таблице 7 расчеты показывают, что этот механизм дает возможность равномернее распределить дополнительную величину выплат работникам между экономическими агентами: чистая прибыль работодателей уменьшается от 1,6% в 2005 г. до 5,7% в 2006 г., а поступления государства - от 1,6% в 2005 г. до 9,6% в 2004 г.
Таблица б
Результаты повышения доходов работников (Д, р) на величину Эп т '' за счет уменьшения общей прибыли (млн. грн.)
№п/п
Показатель
2000 г.
2001г.
2002 г.
2003 г.
2004г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
1
Эффект, связанный с фондом зарплаты (3™Ш)
-
7286
3756
9513
15408
3868
16310
11936
2
Доход работников (Дк.р)
(гр. 1.4.1 табл. 1 +гр. 1)
51379
69029
77411
96790
127872
158582
208189
271412
3
Общая прибыль (после вычета Э^'Пл), которая
подлежит налогообложению
(гр. 1.1 табл. 1 - гр. 1)
47092
57177
64536
79748
106678
137826
153633
218481
4
Скорректированный налог на прибыль (Нал ^)
(гр. Зхгр. 1.5 табл. 1)
7698
7342
8880
11827
14124
22824
23659
32619
5
Скорректированная чистая прибыль (ЧПр^)
(гр. 3 - гр. 4)
39394
49835
55656
67921
92554
115002
129983
185862
6
Поступления в госбюджет
(гр. 4 + гр. 1.2.2 табл. 1 + 1.4.2 табл. 1)
49074
51023
56583
63748
78111
117323
147725
191259
7
Прирост (уменьшение) (% к соответствующим
показателям табл. 1):
7.1
- дохода работников
(гр. 2: гр. 1.4.1 табл. 1)
0
+11,8
+5,1
+10,9
+13,7
+2,5
+8,5
+4,6
7.2
- чистой прибыли работодателя
(гр. 5: гр. 1.3 табл. 1)
-8,87
-5,50
-10,7
-12,62
-2,73
-9,6
-5,2
7.3
- поступлений в госбюджет (гр. 6: (гр. 1.2 табл. 1 +
гр. 1.4.2 табл. 1))
-1,81
-0,90
-2,16
-2,54
-0,54
-1,7
-0,9
Страницы: 1, 2, 3, 4