Рефераты. Механизмы формирования доходов работников в зависимости от роста эффективности производства

Как свидетельствуют данные таблицы 2, за рассматриваемый период фактические суммы оплаты труда, фонда заработной платы и начислений выросли приблизительно в 5,7 раза. Прирост заработной платы колебался по годам: от 18,5% в 2003 г. до 37,6% в 2005 г. Если принять во внимание указанное выше предложение, то отчисления в пенсионными социальные фонды от прироста фонда заработной платы должны были заметно сократиться (2,4% в 2005 г. против 21,5% в 2003 г.). Таким образом, в 2007 г. начисления на фонд заработной платы уменьшились бы по сравнению с фактическими в 2,5 раза. Экономия на отчислениях, соответственно, повышает общую прибыль работодателя и при неизменной налоговой ставке - сумму налогов на прибыль. Но это никоим образом не компенсирует убытки государства от уменьшения суммы поступлений в пенсионный и социальные фонды.




В выигрыше остается работодатель: его чистая прибыль, при прочих равных условиях, из года в год растет. Так, если в 2001 г. в результате внедрения этого механизма превышение чистой прибыли над фактической составило бы 3,3%, то в 2007 г. - 22%. Разумеется, такой подход нельзя применить, ибо сегодня и без того большие суммы средств направляются из бюджета в пенсионный фонд.

Мы провели соответствующие расчеты по экономическим показателям Украины за 2001-2007 гг. Пропорции и темпы изменения анализируемых показателей дают основание для выводов о тех результатах, которых можно было бы ожидать от внедрения тех или иных предложений в 2001 г. Фактический фонд заработной платы рассматривается как сформировавшийся главным образом под влиянием рыночного спроса и предложения рабочей силы, с учетом выплат за текущие результаты труда.

В таблице 3 показан порядок определения доли эффекта, связанного с повышением производительности живого труда.

Рассмотрим результаты отнесения на себестоимость продукции эффекта от повышения производительности труда в полном объеме в виде дополнительной оплаты труда (см. табл. 4).

Остановимся на расчете эффекта от повышения производительности живого труда (ЭтЗПл). Из формулы следует, что фонд заработной платы в каждом году периода возрастает на величину эффекта. Поэтому введено понятие "условно-фактический фонд заработной платы", который представляет собой сумму скорректированного на величину эффекта фонда заработной платы за предыдущий год и фактического прироста зарплаты в текущем году. Данный показатель используется для определения эффекта от повышения производительности труда в текущем году.




Скорректированный фонд заработной платы текущего года является условно-фактическим фондом, увеличенным на значение этого эффекта. Этим объясняется расхождение в величинах ЭтЗПл таблиц 2 и 3.



В первом случае эффект не включается в фонд зарплаты будущего года, во втором — наоборот. Дальнейшие расчеты не вызывают трудностей: последовательно вычисляются показатели, величины которых изменяются в связи с включением в фонд заработной платы эффекта от повышения производительности труда, — начисления на фонд зарплаты, фонд оплаты труда, налог на прибыль, чистую прибыль.

Результаты расчетов свидетельствуют, что изложенный вариант повышения оплаты труда — крайне "жесткий" по отношению к работодателям. Если в 2000 г. доля фонда заработной платы в чистом внутреннем продукте составила 36,7%, чистая прибыль — 28,2%, то в 2007 г., соответственно, — 52,5 и 15,4%. Введение такого варианта может сдержать инвестиционную активность предприятий и серьезно уменьшит дивиденды их собственников. Вместе с тем не нужно забывать, что значительная часть экономики страны функционирует в тени, и такой подход мог бы подтолкнуть предпринимателей легализовать свои теневые прибыли.

Второе направление повышения доходов работников — их участие в прибылях предприятия. Справедливое, четкое и понятное для всех распределение прибылей между экономическими агентами — государством, работодателями (собственниками) и наемными работниками является главным условием для того, чтобы создать благоприятный социально-психологический климат, вызвать у каждого желание стать сопричастным к стабильно высоким общим результатам деятельности.

Те или иные модификации системы участия в прибылях распространены во всех развитых странах с рыночной экономикой. В пользу работников там направляется до 25% чистых прибылей. Правительства этих стран, администрация предприятий, а также профсоюзы принимают активное участие в формировании законодательной базы поданным вопросам. Так, в Великобритании еще в 1978 г. был принят важный законодательный акт об участии рабочих в распределении прибылей; во Франции в 1986 г., согласно постановлению правительства, вошли в действие специализированные "коллективные договоры по заинтересованности", предусмотревшие передачу части прибыли в фонд оплаты труда8. В 1995 г. доля участия рабочих в прибыли составила: во Франции и Канаде - от 10 до 15%, в Великобритании, Германии, США - от 4 до 6%.


Таблица 4

Результаты отнесения части эффекта от повышения производительности труда на себестоимость продукции в экономике Украины в 2001—2007 гг. (млн. грн.)

№ п/п

Показатель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1



1.1

1.2

Прирост производительности живого труда к предыдущему году:

- в процентах

- в долях единицы




0

0




11,8

0,118




5,1

0,051




10,9 0,109




13,7 0,137




2,5

0,025




8,5

0,085




4,6

0,046

2

Прирост фактического фонда заработной платы (Д ФЗПлф) (гр. 1.1 табл. 2)

0

10364

11912

13622

25187

42250

37165

67597

3

Условно-фактический фонд заработной платы

(ФЗЯлтсл.4.)

51379

61743

80941

98691

134635

195330

237378

325152

4

Эффект, связанный с фондом заработной платы (Э^Нгр.Зхгр. 1.2)

0

7286

4128

10757

18445

4883

20177

14957

5

Фонд заработной платы, скорректированный на величину Э®3"" (ФЗПл^) (гр. 3 + гр. 4)

51379

69029

85069

109448

153080

200213

257555

340109

6

Начисления на ФЗПлск (40%) (гр. 5 х 0,4)

20554

27612

34028

43779

61232

80085

103022

136044

7

Скорректированный фонд оплаты труда (ФОТ^) (гр. 5 + гр. 6)

71933

96641

119097

153227

214312

280298

360577

476153

8

Скорректированная общая прибыль до налогообложения (ОПрсх) (гр. 1 табл. 1 - гр. 1.2.2 табл. 1 - гр. 7)

47092

54262

52312

58222

65224

77996

77997

117393

9

Сумма налогов на скорректированную общую прибыль (Нал^) (гр. 8 х гр. 1.5 табл. 1)

7700

6967

7198

8634

8636

12916

12012

17527

10

Скорректированная чистая прибыль (ЧПр^ (гр. 8 - гр. 9)

39394

47295

45114

49588

56588

65080

65985

99866

11

11.1

11.2 11.3

Распределение чистого валового продукта между субъектами рынка *:

- работниками (гр. 5)

- работодателями (гр. 10)

- государством

(гр. 6 + гр. 9 + гр. 1.2.2 табл. 1)




51379 36,7 39394




69029 40,6 47295




85069 44,9 45114




109448 47,9 49588




153080 51,3 56588




200213 51,2 65080




257555 53,0 65985




340109 52,5 99866





28,2 49079 35,1

27,8 53563 31.6

23,8 59467 31,3

21,7 69423 30,4

19,0 88869 29,7

16,7 125614 32,1

13,6 162348 33,4

15,4 208420 32,1

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.