Рефераты. Методы принятия управленческих решений для конкретной проблемы

Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные. Приходиться также прибегать к помощи экспертов, чтобы проранжировать рассматриваемые свойства и взаимосвязи но степени их важности и существенности.

Следует отметить, что при анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Поэтому в этих случаях необходимо с помощью экспертов получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.

Для рационального использования информации, полученной от экспертов, необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа. Возможности формализации информации зависят от особенностей объекта анализа, надежности и полноты имеющихся данных.

Важным для формализации информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.

Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы. В анкетных методах, в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования (ранговая шкала) и нормированная (интервальная шкала). В данной работе будет использоваться метод ранжирования.

Метод ранжирования. Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.

Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в Таблице 4.

2.4 Матрица опроса

Таблица 4

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

1

2

3

4


1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

9

4

6

6

25

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

6

7

7

1

21

3.

Повышение квалификации персонала

2

8

9

9

29

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

3

1

1

5

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

3

9

3

10

25

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

4

3

6

9

22

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

1

4

3

2

10

8.

Использование новых технологий

4

5

6

4

19

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

2

2

4

3

11

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

7

10

5

7

29

11.

Разработка рекламной кампании

5

6

2

5

18


Полученная матрица преобразованных рангов приведена в Таблица 5. Найдем суммарный вес каждого фактора (по всем экспертам) Rj, после чего вычислим относительный вес факторов и запишем их в последнем столбце этой же Таблицы 5.

Таким образом, самый большой относительный вес имеют следующие факторы:

3 фактор – повышение квалификации персонала;

10 фактор – привлечение высококвалифицированных специалистов

2.5 Матрица преобразованных рангов

Таблица 5

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

Wj

Ранг

1

2

3

4

1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

2

 7

5

5

19

0,069

8

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

5

4

4

10

23

0,084

6

3.

Повышение квалификации персонала

9

10

10

6

35

0,127

1

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

8

3

2

2

15

0,055

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

8

2

8

1

19

0,069

8

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

7

8

5

2

22

0,080

7

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

10

7

8

9

34

0,124

2

8.

Использование новых технологий

7

6

5

7

25

0,091

5

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

9

9

7

8

33

0,120

3

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

4

1

6

4

15

0,055

9

11.

Разработка рекламной кампании

6

5

9

6

26

0,095

4


ИТОГО

-

-

-

-

275

1,0

-

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.