Гибкость финансовой политики основа на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. С помощью финансов регулируются внутрифирменные денежные потоки и осуществляются многосторонние расчеты централизованным путем. На определение источников финансирования оказывает влияние связь организации с банками.
Экономические методы управления предполагают два основных подхода к распределению и перераспределению прибыли: сосредоточение ее в центральном звене управления организацией и распределению по подразделениям с определенными правами ее использования. Более гибким является принцип распределение прибыли по подразделениям организации и ее использования для достижения долговременных целей.
Через финансы все подразделения обеспечиваются необходимыми ресурсами. Их источниками выступают, с одной стороны, централизованные средства организации, а с другой – привлеченные средства.
Внутренними источниками финансирования являются накопления амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли.
Займы и кредиты – это внешний источник финансирования. Они могут быть получены от коммерческих банков, финансовых групп, международных финансовых организаций, государственных организаций, которые или сами предоставляют средства, или выступают гарантами кредитования. Источниками внешнего финансирования являются также продажа акций и формирование акционерного капитала.
Ведущим принципом финансирования считается самофинансирование, которые создаются за счет ускоренной амортизации, накопления прибыли на специальном счете в результате увеличения доли нераспределенной прибыли. На втором месте стоит использование заемных средств от коммерческих банков, специальных региональных инвестиционных организаций. В странах СНГ крупные организации могут получать специальную финансовую помощь, включая безвозмездную, займы по низким процентам.
Крупные организации одновременно используют различные способы финансирования. Финансовые планы предусматривают объемы как внутренних, так и заемных средств из смешанных источников. В них заранее определяются структура и характер внутрифирменного финансирования. С этой целью устанавливается соотношение между собственными и заемными средствами в рамках организации в целом. Как правило, займы на местном рынке капитала получает головная организация, а затем распределяет их между предприятиями и подразделениями. Заранее определяется также характер финансирования – займы или кредиты (его источники и условия).
Головные организации часто предоставляют отсрочку платежей свом предприятиям по товарным поставкам. Это означает, что предприятие или подразделение на определенный срок имеет возможность пользоваться средствами головной организации, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.
На финансовое состояние организации в целом оказывает влияние платежи по внутрифирменным операциям. Головная организация в централизованном порядке регулирует (отсрочка или досрочная выплата) платежи-проценты по займам и кредитам, ставки по услугам.
Уровень финансового состояния организации зависит также от своевременности расчетов с родственными компаниями по предоставленным им займам и кредитам, платежам по лицензиям. Все это в целом дает возможность приспосабливаться к рыночным отношениям.
Первый из экономических методов управления - хозрасчет.
«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» - второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя, из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета.
Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике - важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов - управленцев, экономистов, правовиков.
Второй экономический метод управления - ценообразование. Процесс который выражается в методах образования цен.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1) Производственная цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам
2) Оптовая цена - цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.
3) Розничная цена - цена, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Розничные цены – эта цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена образовывается из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
4) Рыночная цена - цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
5) Базисная цена - согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара.
6) Монопольная цена - это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше - для сбыта своих товаров и ниже - для товаров, приобретаемых у других фирм.
7) Номинальная цена - та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).
8) Скользящая цена - цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
9) Твердая цена-цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Твердая цена применяется как в сделках с немедленной поставкой и с поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.
10) Цена «падающий лидер» - цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
11) Цена спроса - цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложениями [12, с.311-312].
Третий экономический метод управления - финансирование.
Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.
Финансовая самостоятельность предприятия то, что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом[12,с.314].
Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента.
1) Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно: а) положений общеорганизационного порядка, например положения о данном предприятии; б) структуры (организации) управления предприятием; в) штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием; г) положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функционального и целевого управления.
2) Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т.е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико-экономическими показателями и т. д. [21,с.381-382].
3) Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера наиболее мягкая форма административного воздействия.
4) Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации[6,с.215].
Глава II Анализ методов менеджмента МУП - Аптеки №35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Муниципальное унитарное предприятие - Аптека № 35 образовано в процессе выделения из состава Государственного предприятия «Брянскфармация».
МУП - Аптека № 35 является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово - хозяйственной деятельности. Учредителем предприятия от имени Унечского района является комитет по управлению муниципальным имуществом. МУП - Аптека № 35 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Она осуществляет свою деятельность на основе устава. (приложение № 1).
Имущество аптеки находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть разделено по вкладам, паям, долям, в том числе между работниками аптеки. МУП - Аптека № 35 действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам муниципального образования. МУП - Аптека № 35 выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предприятие несет ответственность за результаты своей производственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6