Рефераты. Методы менеджмента в муниципальном унитарном предприятии "Аптека №35"

Регулирование-деятельности по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов [20,с.107].

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. К числу таких теорий относят теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга [11, с.106]. Сравнительная характеристика теорий приведена на рисунке 2.

 

Рис.2Сравнительная характеристика основных теорий потребностей



 

Причастности

 
 

 

 

 

 



Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. Мак-Клелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности.

     Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А.Маслоу потребность власти встает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностями власти чаще всего проявляются как откровенные и энергичные люди, но боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Чаще всего они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление организацией часто привлекает людей с потребностью власти, так как это дает им возможность проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека (что лишь подтверждает его статус), а процессом доведения работы до успешного завершения.

  Мотивация на основании потребности в причастности очень похожа на предложенную А. Маслоу. Такие  люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди, у которых развита эта потребность, будут увлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностное общение.

Ф. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения  и характер контроля со стороны начальника) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов,  таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут [8, с.76].

Система стимулирования - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные,  в свою очередь,  делятся на денежные  (заработная плата,

доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т. п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск) [24, с.160].В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается  с точки зрения того,  что он заставляет человека направлять усилия на достижения различных целей.

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Учет – фиксирование состояния объекта управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов) [20,с.108].

Анализ направлен на оценку результатов деятельности организации и формирование на этой основе выводов для целей управления. В этой связи разработана методология анализа, которая состоит из различных групп методов. К данным методам относятся:

1)метод сравнения, при этом рассчитывается отклонение показателей отчетного периода от базисного.    

2)методы обработки рядов динамики, основным из которых является расчет темпов роста, который представляет собой частное деление отчетного периода на базисный.

3)методы детерминированного факторного анализа. К ним относится: метод цепных подстановок, индексный и интегральный методы.

Функцию анализа на предприятии осуществляют экономические службы. Результаты анализа оформляются в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. 

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными [8,с.79]. Контроль - одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна[5, с.197]. Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды - залог успешного функционирования организации.

Французский предприниматель и исследователь Анри Файоль(1825-1925) рассматривал управление как совокупность принципов, ориентированных на осуществление предпринимательской деятельности и наиболее результативное использование имеющихся ресурсов у предприятия.

Принципы управления Анри Файоля представлены на рисунке 3.

Рис. №3.  Принципы управления Анри Файоля



 

 

 































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1) Разделение  труда.   Специализация является  естественным  порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

2) Сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

3) Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

4) Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям   между   фирмой   и   ее   работниками.   Установление   этих   соглашений, связывающих    фирму    и    работников,    из    которых    возникают    дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии.
Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

5) Единоначалие.   Работник   должен   получать   приказы   только   от   одного непосредственного начальника.

6) Единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

7) Подчиненность личных интересов общим.
Интересы  одного работника или  группы работников  не  должны превалировать  над интересами компании или организации большего масштаба.

8) Вознаграждение персонала. Для того  чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

9) Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

10) Скалярная цепь.   Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой
поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

11) Порядок. Порядок  - для всего и все на своем месте.

12) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.