Челябинский институт (филиал)
Московского университета коммерции кафедра Менеджмента
Курсовая работа
Методика
разработки бизнес-плана предприятия
Челябинск
2003
Содержание: Введение. 3 1.Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана. 6 2. Разделы бизнес-плана. 8 2.1. Резюме. 8 2.2. Анализ состояния отрасли. 9 2.3. Виды товаров (услуг). 9 2.4. Анализ рынка. 12 2.5. План маркетинга. 14 2.6. Производственный план. 21 2.7. Организационный план. 22 2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы. 23 2.9. Оценка риска и страхование. 23 2.10. Финансовый план. 24 2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой. 26 Заключение. 26 Литература. 29 Приложение 1. Пример бизнес-плана «Создание и развитие парикмахерской «Шарм» 30 Приложение 2. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению
57
ВВЕДЕНИЕ.
« ..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность», - писал знаменитый американский экономист Пол Самуэльсон.
Но, к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.
Бизнес-план является рабочим инструментом, описывает процесс функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и любая организация, и любое предприятие), каким образом ее руководители собираются решить задачи: повышение прибыльности работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг; оценка производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению намеченных целей.
В нашей стране, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале и практически до конца 90-х годов он рассматривался лишь как документ, при наличии которого можно получить денежные средства из какого-либо государственного источника или от иностранного инвестора. По словам специалистов консалтинговых фирм «Агентство развития бизнеса», «Стратум консалтинг» говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». Таково отношение отечественного предпринимателя к бизнес-плану. Отношение, взращенное на почве, с одной стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с другой – прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем наоборот: во- первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то решить поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.
Сейчас же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.
Даже, когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и посчитано, вполне может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на базе его анализа принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на самом деле такого выбора лишает.
К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших отношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на международных стандартах.[11, с. 60]
Состав и структура бизнес-плана могут значительно варьироваться в зависимости от назначения, требований инвестора. К примеру, методические рекомендации [13], в соответствии требованиями которых принимает проекты для инвестирование Государственное учреждение «Соцуголь», более напоминает технико-экономическое обоснование с добавлением элементов присущих бизнес- плану. Напротив, «Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению» - методические рекомендации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства подготовлены в соответствии с требованиями UNIDO. В качестве примера эти требования, в которых представлены математические основы расчёта экономической эффективности проектов, приведены в приложении 2. Следует отметить, что представленный в приложении 1 бизнес-план создания и развития парикмахерской подготовлен в соответствии с этими требованиями.
Однако, зачастую для успешной реализации проекта требуется ясное понимание как, в какой последовательности будет реализовываться проект, в какой нормативной среде действует предприятие или будет осуществляться проект. Для этого некоторые инвесторы требуют выделить отдельными разделами «Организационный план», «Правовое обеспечение деятельности предприятия» и некоторые другие.
О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его составления в российских условиях и пойдет речь в настоящей работе.
1. Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко применяемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает, как форма предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности компании. Применительно к малым предприятиям, промышленным и бизнес-проектам он может являться документом, представляющим результаты полного проекта.
Бизнес план используется:
Персоналом управление фирмой:
- для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие, при реализации своих намеченных целей;
- оценке финансового положения и конкурентоспособности предприятия на существующем и новом рынке товаров и услуг;
- формулировки и обеспечения решения этих проблем.
Потенциальным инвесторам и партнёрам:
- для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой бизнес-проектов, реальности получаемой прибыли;
- возврата кредиторам вложенных в проект средств
Существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:
1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможного вовлечения в проект.
3. Бизнес-план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4. Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
6. Бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально- экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Понятно, что при составлении бизнес-планов каждого вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес- плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело – открыть небольшую парикмахерскую или мастерскую по ремонту швейных машин, совсем другое – организовать производство ткацких станков. В одном случае бизнес-план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.
Здесь уже идет речь о структуре бизнес-плана. Специалисты при этом обращают внимание на два предубеждения. Первое – это то, что существует якобы одна «правильная» структура. Это утверждение верно только в том смысле, что когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования инвестора. Второе – это то, что структура бизнес-плана и последовательность его разработки – одно и тоже. Иными словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней – позиция номер один, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение подтверждается существованием программных продуктов, которые своей жесткой структурой задают определённую последовательность работы. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Поэтому не важно, с чего начать, все равно придется пройти все разделы, и сделать это не один раз.
Теперь конкретно о самих разделах бизнес-плана, об особенностях их составления
2. Разделы бизнес-плана.
2.1. Резюме.
Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес- плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?» Т.е. схема (см. рис. 1.) того, что должно показать резюме бизнес- плана, выглядит следующим образом [11, с. 58]:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8