Операционный контроль заключается в проверке соответствия каждой производственной операции требованиям технологической документации (температура, давление, скорость работы оборудования и т.д.). Одновременно контролируются показатели качества продукции после завершения каждой операции в процессе изготовления продукции. На основе операционного контроля принимаются меры по устранению обнаруженных отклонений. К ним относятся: подналадка оборудования, замена инструмента, регулирование температурного режима, скорости рабочих органов и т.д. Операционный контроль носит профилактический характер и имеет своей целью своевременное обнаружение дефектов в изготовляемой продукции.
Приемочный контроль состоит в том, что проверка устанавливает соответствие готовой продукции требованиям стандартов, технических условий, чертежей и т.д. На основе приемочного контроля принимается решение о соответствии требованиям стандарта и о должном техническом уровне или о забраковании продукции. Цель приемочного контроля – предотвратить поставку продукции, которая не соответствует установленным требованиям.
Наряду с операционным и приемочным, на предприятии осуществляется также входной контроль, цель которого – проверка соответствия установленным требованиям качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструментов, поступающих на данное предприятие от предприятий-поставщиков.
При проведении технического контроля качества продукции могут быть выявлены также дефекты продукции. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие требованиям, установленным нормативной документацией. Дефекты подразделяются на конструктивные и производственные. Конструктивные дефекты связаны с допущенными просчетами в конструкторской документации. Дефекты могут быть явными и скрытыми. Явными называются такие, для обнаружения, которых применяются соответствующие измерительные приборы, инструменты, лабораторные анализы. Продукция с явными дефектами называется бракованной и не подлежит реализации. Скрытыми называются дефекты, которые обнаруживаются при поступлении продукции к потребителю. Использование такой продукции по назначению становится невозможным, она подлежит возврату предприятию-изготовителю.
С целью наиболее полного выявления дефектов продукции контроль должен быть сплошным и неоднократным. Если по различным причинам невозможно ввести сплошное обследование продукции, технический контроль может оставаться выборочным, но при постоянном совершенствовании методов и порядка его проведения. При обнаружении дефектов, устранение которых технически возможно и экономически допустимо, продукция возвращается на доработку. При обнаружении дефектов, устранение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, продукция включается в состав бракованной.
Система профилактики брака на предприятии предусматривает профилактику брака, как на стадии подготовки производства, так и непосредственно в производстве. В первом случае осуществляются контроль качества новых разработок и входной контроль качества, а во второй – контроль соблюдения технологической дисциплины и самоконтроль качества.
Контроль качества новых разработок предусматривает:
v оценку и регулирование технического уровня разработок;
v нормоконтроль конструкторской документации;
v нормоконтроль технологической документации.
Входной контроль качества предполагает выборочную или сплошную проверку:
v получаемых сырья и материалов;
v полуфабрикатов и заготовок;
v комплектующих изделий и запасных частей.
Контроль соблюдения технологической дисциплины включает:
v контроль точности и стабильности технологических процессов, состояния оборудования, качества оснастки и инструмента, точности средств метрологического обеспечения;
v контроль уровня квалификации и качества труда исполнителей производственных операций;
v межоперационный, в том числе активный, контроль качества деталей, заготовок, узлов и т.п.
Самоконтроль качества используется:
v для оценки результатов труда отдельных работников;
v в деятельности производственных бригад;
v в деятельности участков, цехов, отделов и т.п.
Правильное использование перечисленных видов контроля приводит к тому, что он более активно воздействует на процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения. Кроме того, применение указанных видов контроля позволяет своевременно обнаруживать намечающиеся отклонения от установленных требований, оперативно выявлять и устранять различные причины снижения качества продукции, предотвращать возможности их появления в дальнейшем.
Экономическая ответственность предприятия за уровень качества продукции. Первым проявлением такой ответственности является практика установления гарантийного срока службы для технических изделий и некоторых других видов продукции, в течение, которого предприятие за свой счет осуществляет их ремонт и техническое обслуживание. Гарантируемый срок устанавливается законодательством, стандартами, по договору между изготовителем и потребителем. Для пищевых продуктов, медикаментов, изделий бытовой химии и других изделий, потребительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни здоровья людей и для окружающей среды, устанавливается срок годности, который указывается на упаковках, этикетках, в инструкции и других документах.
Экономическую ответственность предприятия несут также в случае несоблюдения соответствия качества продукции установленным стандартам. Соответствующий контроль осуществляет Госстандарт Украины, его органы в областях. Государственные инспекторы Госстандарта имеют право отбирать образцы продукции для проверки ее качества, запрещать выпуск и реализацию продукции, выпущенной с нарушением стандартов, а также продукции, не прошедшей обязательную сертификацию качества, оформлять материалы о наложении штрафа. Контроль за качеством продукции осуществляют также работники санэпидемстанций и общества охраны прав потребителей. В случае обнаружения в изделиях отклонений от стандартов качества, опасных для жизни людей, санэпидемстанции имеют право принимать решения об изъятии с производства данной партии продукции, запрещать продажу ранее выпущенных изделий.
3. Повышение качества продукции на предприятии
3.1 Планирование повышения качества продукции на предприятии
Социально-экономическое значение повышения качества и конкурентоспособности продукции заключается в том, что мероприятия такого направления способствуют формированию более эффективной системы ведения хозяйства при условии рыночных отношений.
Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано, прежде всего, на:
v тщательном изучении текущего и перспективного спроса на продукцию;
v анализе отзывов потребителей о поведении продукции в эксплуатации;
v проработке договоров с заказчиками.
v Планы повышения качества должны учитывать также:
v результаты сертификации продукции;
v прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий;
v результаты научных исследований;
v патентные материалы;
v лицензии;
v данные научно-технической информации;
v требования потребителей.
Крупные фирмы, имеющие собственные научно-исследовательские подразделения, осуществляют не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также прогнозирование. При этом источниками информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и материалы экспертных оценок.
В зависимости от временного периода, стоящих задач и типа продукции могут применяться различные методы прогнозирования:
v моделирование;
v экспертные оценки;
v математическая статистика;
v экстраполяция и др.
Социально-экономическая эффективность повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции, которая производится предприятиями, заключается, прежде всего, в таком:
1. Высококачественная и конкурентоспособная продукция всегда полнее и лучше удовлетворяет общественно социальные потребности в ней;
2. Повышение качества продукции является специфической формой выявления закона экономии рабочего времени: общая сумма расходов общественного труда на изготовление и использование продукции высшего качества, даже если достижение такой связано с дополнительными расходами, существенно уменьшается;
3. Конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стойкость фирмы, а также получение ею максимально возможной прибыли;
4. Многоаспектное влияние повышения качества и, как следствие, конкурентоспособности продукции не только на производство и эффективность ведения хозяйства, но и на имидж и конкурентоспособность предприятия в целом изображено на рис. №4.
Рис. 4 – Влияние повышения качества и конкурентоспособности продукции на производство и имидж предприятия
На уровень качества и конкурентоспособности продукции влияют много разноплановых факторов. Достичь необходимого уровня качества и конкурентоспособности реализуемых на соответствующих рынках товаров можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. Совокупность важнейших конкретных способов (факторов) повышения качества и конкурентоспособности всех видов продукции изображена на рис. №5. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре взаимосвязанных группы: технические, организационные, экономические и социальные.
Среди технических способов (факторов) повышения качества продукции определяющее место принадлежит постоянному совершенствованию проектирования технико-технологической базы предприятия. Это предопределяется тем, что надлежащие фундаменты технического уровня и качества изделий формируются в процессе их проектирования. Именно в этом цикле осуществляется комплекс лабораторно-исследовательских и конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых (желаемых) технико-экономических параметров образцов продукции. О решающем значении стадии проектирования для достижения уровня качества согласно требованиям рынка, свидетельствует хотя бы тот факт, что свыше 50% отказов технических устройств влекут дефекты, допущенные за проектирование изделий. Достижение запроектированного уровня качества продукции возможно лишь при условии высокой технической оснащенности производства, применения новейшей технологии, строгого соблюдения технологической дисциплины.
Рис. 5 – Основные способы (факторы) повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10