Рефераты. Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования, В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

v    стандарты основополагающие;

v    стандарты на продукцию, услуги;

v    стандарты на процессы;

v    стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Стандарты предприятий разрабатываются, прежде всего, на продукцию, используемую только на предприятии. Они также разрабатываются как дополнения к ГОСТ и ОСТ и регламентируют все виды работ на предприятии: проектирование и разработка продукции, организация испытаний на всех фазах жизненного цикла продукции, материальное и моральное поощрение работников и т.д.

Существуют такие европейские (принятые в Европейском Союзе) и международные (разработанные международными организациями) стандарты. В Украине постоянно проводится работа по обеспечению соответствия национальных стандартов европейским и международным.


2.2 Сертификация продукции


Сертификация качества продукции – метод контроля качества своих изделий. Она заключается в проверке качества продукции в специальных лабораториях (центрах) и опубликовании ее результатов для обеспечения защиты прав потребителей на основе получения ими достоверной информации о качестве продукции и его соответствии стандартам. В Украине часть продукции подлежит обязательной сертификации, как например, изделия, которые могут быть опасными для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды. Перечень видом продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сроки ее проведения устанавливаются Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). По остальным видам продукции сертификация является добровольной.

По результатам проведения испытаний заявителю (предприятию, торговой фирме и др.) выдается сертификат качества и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

Предприятия-изготовители, продукция которых (продукты питания, медикаменты, изделия бытовой химии, парфюмерно-косметические изделия и т.д.) подлежит обязательной сертификации, могут реализовать свою продукцию только при наличии сертификата качества и знака соответствия.

Предприятия обязаны прекращать или приостанавливать реализацию сертифицированной продукции, если выявлено, что она не соответствует стандарту качества, а также, когда срок действия сертификата истек или оно приостановлено. Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе предприятия-изготовителя, продавца, потребителя, органов исполнительной власти, отдельных граждан. Расходы по сертификации продукции включаются в себестоимость продукции.

Для участия в международных торговых отношениях («для выхода на международный рынок») необходимо сертифицировать продукцию предприятия на соответствие международным стандартам. В настоящее время стандарты на мировом уровне разрабатывают три организации:

v    ISO – Международная организация по стандартизации, которая занимается разработкой стандартов на продукцию, услуги, технологические процессы, системы;

v    IЕС – Международная электротехническая комиссия, функционирующая в сфере электротехники и электроники;

v    IТU – Международный союз коммуникаций, который разрабатывает стандарты в сфере телекоммуникаций.

Подтверждение соответствия – документальное подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификацией продукции является процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Основными целями сертификации являются:

v    создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

v    содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

v    содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

v    защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

v    контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

v    подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выдаваемый по правилам соответствующей системы сертификации специальный документ – сертификат соответствия.

Следует отметить, что вложенные в сертификацию средства окупаются достаточно быстро за счет возможности значительного повышения цен на сертифицированную продукцию. В то же время отсутствие сертификатов соответствия может привести к запрету на экспорт такой продукции либо потребовать от изготовителя значительного снижения цен на нее.

Каждый товаропроизводитель, оценивая эффективность работ по сертификации, должен сопоставлять возможные затраты на ее проведение с экономическими преимуществами производства и реализации сертифицированной продукции.

К основным преимуществам производства и реализации сертифицированной продукции следует отнести:

v    возможность проведения более эффективной рекламной кампании продукции и предприятия в целом;

v    увеличение доли занимаемого рынка сбыта;

v    повышение продажной цены и, соответственно, прибыли предприятия;

v    повышение организационно-технического уровня собственного производства;

v    улучшение качества нормативно-технической документации на производство сертифицированной продукции и ускорение научно-технического прогресса на предприятии;

v    рост доверия хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;

v    повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом и укрепление его делового имиджа.

С предприятиями, имеющими сертифицированную систему качества, охотнее заключают контракты, поскольку риск получения от них некачественной продукции существенно снижен.

Коммерческие банки при прочих равных условиях охотнее дают кредиты таким предприятиям, а страховые компании охотнее страхуют потребителя от риска ущерба, нанесенного в связи с использованием продукции несоответствующего качества.

Для различных инстанций, осуществляющих судопроизводство, сертификат соответствия служит доказательством невиновности предприятия в случае рассмотрения иска об ущербе, нанесенном при использовании продукции предприятия.


2.3 Технический контроль качества продукции на предприятии


Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий для выпуска продукции высокого качества.

Техническому контролю отводится заслуженно большая роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

В процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов в области качества с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.

Положительные результаты действенного контроля качества можно выявить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:

v    планирования;

v    инспекционного контроля;

v    стимулирования и ответственности субъектов контроля качества.

Дополнительные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом специальных и обеспечивающих подсистем. При этом выделяются следующие специальные подсистемы:

v    профилактики брака и низкого качества в процессе разработки и производства продукции;

v    испытаний продукции;

v    сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

v    аттестации технологических процессов, рабочих мест и исполнителей производственных операций;

v    государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, метрологическим обеспечением производства и другими условиями и факторами выпуска продукции требуемого качества;

v    самоконтроля качества в производстве (основных и вспомогательных рабочих, бригад, участков, цехов);

v    стандартизации методов и средств контроля качества продукции;

v    использование вневедомственных форм контроля качества (заказчиком, продавцами, потребителями и др.).

Эффективность системы контроля качества продукции во многом определяется эффективностью функционирования подсистем, обеспечивающих правильное и своевременное решение задач контроля качества на различных уровнях управления и стадиях жизненного цикла изделий. В составе названных подсистем необходимо выделять подсистемы методологического, материально-технического, технологического, кадрового, информационного, метрологического, математического, правового, финансового и организационного обеспечения контроля качества.

Под техническим контролем качества продукции, проводимом на каждом предприятии, понимается проверка соответствия продукции или процесса производства установленным техническим требованиям. Различаются два вида технического контроля на предприятии: операционный и приемочный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.