Рефераты. Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме

Роль технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Идеи и опыт Э. Деминга, выдающегося всемирно известного ученого в области менеджмента качества, патриарха всемирного движения за повышение качества, внесли огромный вклад в радикальное изменение сознания японских руководителей производств и бизнеса, менеджеров и инженеров, благодаря чему появилось «японское чудо». Философия качества Деминга основана на всеобъемлющей концепции качества, на понимании природы изменчивости и создании атмосферы сотрудничества.

Первостепенное значение качества (одержимость качеством) – означает создание климата в коллективе, при котором качество стало бы главной ценностью каждого, захватывающей идеей. При этом такая увлеченность обосновывается и прагматическими соображениями, которые изображены в виде цепной реакции Деминга.


















Рис. 3 – Цепная реакция Э. Деминга


Снижение себестоимости – уменьшение переработок, сокращение числа ошибок, задержек, препятствий, более эффективное использование машинного времени и материалов.

Деминг первым обратил внимание на то, что повышение качества не только увеличивает производительность, но и позволяет снизить стоимость изготавливаемой продукции.

Важным моментом для понимания этой схемы является – непрерывное улучшение качества. Нет такой категории, как постоянный уровень качества. Если предприятие ставит своей целью поддержать постоянный уровень качества, то оно обречено на отставание и гибель. Меняются требования рынка, конкуренты предлагают аналогичную продукцию с новыми свойствами. Поэтому постоянное улучшение – есть непременное условие нахождения предприятия в бизнесе.

Качество выпускаемой продукции является важнейшим критерием деятельности любого предприятия. Повышение качества определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, общий рост эффективности производства.

Предприятия, добившиеся значительных успехов в повышении качества выпускаемой продукции, имеют реальную возможность:

v    увеличить долю занимаемого рынка сбыта;

v    повысить отпускную цену на продукцию и, соответственно, прибыль предприятия;

v    проводить более эффективную рекламную кампанию продукции и фирмы в целом;

v    укрепить доверие хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;

v    повысить уровень конкурентоспособности продукции и укрепить деловой имидж предприятия.

Увеличение производства высококачественных изделий украинскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках.

Современным предприятиям необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.


1.2           Сущность и принципы планирования качества продукции на предприятии


Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Планирование качества охватывает:

v    Планирование качества продукции; идентификацию, классификацию и оценку характеристик качества, а также установлений целей, требований к качеству и штрафных санкций;

v    Планирование управленческой и функциональной деятельности: подготовку применения системы качества, в том числе организацию и составление календарного графика; подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества.

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения сметем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т.д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования.

К общим принципам планирования относят:

v    сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

v    пропорциональность, то есть сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

v    комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

v    детализация – степень глубины планирования;

v    точность – степень допусков и отклонений параметров плана;

v    простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

v    непрерывность – цельность временного пространства планирования;

v    эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;

v    научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

v    экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

Важнейшими принципами планирования повышения качества продукции являются:

v    научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

v    комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что задания по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия, по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

К методам планирования относят:

v    расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

v    экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

v    отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:

v    анализ требований потребителей;

v    изучение спроса;

v    анализ рекламаций;

v    учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

v    изучение патентной информации;

v    учет изменений требований к сертификации продукции;

v    осуществление плановых расчетов;

v    увязка плановых мероприятий.

Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

v    улучшение экономического положения предприятия;

v    расширение или завоевание новых рынков сбыта;

v    достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

v    ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

v    улучшение важнейших показателей качества продукции;

v    снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

v    увеличение сроков гарантии на продукцию;

v    развитие сервиса.

Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

v    обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

v    новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

v    вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

v    качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

v    повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.