|
4911 |
117,7 |
|
- получили консультации |
32493 |
94,9 |
|
Всего представлено вакансий, раб.мест |
8391 |
92,9 |
|
Число предприятий, сообщивших об увольнении работников |
48 |
126,3 |
|
Намечено к увольнению, чел. |
1432 |
126,1 |
|
Получили обязательные профориентационные услуги, чел. |
2940 |
120,6 |
|
Трудоустроено по направлениям службы занятости, чел. |
4483 |
127,9 |
|
Направлено безработных на профобучение, чел. |
355 |
107,9 |
|
Организовали собственное дело, чел. |
10 |
200,0 |
|
Направлены на работы в другие регионы, чел. |
18 |
56,3 |
|
Приняли участие в общественных работах, чел. |
144 |
98,0 |
|
На 1 марта 2005 года |
|||
Состоит на учете - всего, чел. |
6502 |
109,7 |
|
в том числе безработных |
4965 |
126,0 |
|
Наличие свободных вакансий, раб.мест |
5826 |
123,9 |
|
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,91 |
+0,18 п.п. |
|
Справочно: |
|||
Размер пособия по безработице: |
3312 |
148,1 |
|
- минимальный, руб. |
828 |
123,4 |
Минимальный и максимальный размеры пособий по безработице устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума, утвержденного Постановлением губернатора Челябинской области.
Положение Челябинской области в рейтинге по уровню регистрируемой безработицы представлено в Приложении 2.
Среди всех безработных граждан, состоящих на учете, наибольшую долю в профессиональном разрезе составляют следующие категории (табл. 3).[23]
Таблица 3
Профессия (должность)
Количество, чел.
%
Бухгалтер, гл. бухгалтер, бухгалтер-аудитор
1233
5,1
Уборщик производственных помещений
779
3,2
Подсобный рабочий
784
3,2
Продавец
728
3,0
Водитель транспортных средств
702
2,9
Сторож
666
2,7
В апреле 2004 г. городскими и районными ЦЗН был проведен выборочный опрос руководителей 75 организаций Челябинской области об обеспеченности квалифицированными кадрами. Опрос показал: наиболее часто возникает потребность в заполнении вакансий именно высококвалифицированных рабочих.
Еще одна сторона проблемы - возрастная: молодых рабочих практически нет. На многих промышленных предприятиях средний возраст работников свыше 50 лет: средний возраст высококвалифицированного рабочего - 53-57 лет. Через несколько лет на пенсию может выйти рабочая профессия как таковая.
Результаты проведенного опроса показали также, что более половины (52%) рабочих средней квалификации имеют зарплату до 3 тыс. руб., почти половина (47%) высококвалифицированных рабочих имеют зарплату от 3 до 6 тыс. руб.
Острие кадрового вопроса упирается в системность взаимоотношений реального производства и образования. Образовательная система взаимодействует лишь с небольшим количеством (около 2%) действующих предприятий, в основном кадровоемких. То есть подавляющее большинство работодателей в настоящее время, особенно малый и средний бизнес, практически не участвуют в данном процессе.
В настоящее время Служба занятости г. Челябинска предоставляет работодателям следующие услуги.
Предоставление необходимой информации о ситуации на рынке труда.
Размещение информации о потребностях предприятий в кадрах в «Городском банке вакансий», в информационных залах и, по возможности, в средствах массовой информации.
Качественный подбор кандидатов на вакантные места.
Подбор специалистов по «Банку высококвалифицированных кадров».
Подготовка кадров для предприятий из числа безработных граждан в соответствии с потребностями работодателей.
Содействие в организации общественных работ на предприятиях.
Частичная компенсация оплаты труда слабозащищённых категорий граждан из числа безработных, принятых предприятиями по совместному договору с центром занятости.
Оказание комплекса услуг при массовом высвобождении работников.
Предоставление возможности участия в массовых мероприятиях: ярмарках вакансий, круглых столах и др.
Организация для предприятий «Дней службы занятости», «Школы кадровиков», «Клубов работодателей».
Оказание квалифицированной юридической помощи по вопросам правового регулирования в области занятости.
Предоставляются следующие услуги населению:
Содействие в трудоустройстве.
Информирование о наличии вакансий на предприятиях города.
В случае необходимости постановка на учёт, регистрация в качестве безработного.
Оказание помощи безработным гражданам в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации с целью расширения возможности трудоустройства.
Помощь в поиске работы временного характера.
Содействие в организации предпринимательской деятельности.
Размещение резюме специалистов высокой квалификации в городском «Банке высококвалифицированных кадров».
Предоставление юридических консультаций по вопросам занятости и трудового законодательства.
Оказание материальной поддержки безработным гражданам.
На web-сайте службы занятости г. Челябинска (#"_Toc104832661">4.
Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости
населения г. Челябинска
Если говорить о социально-экономической политике в целом, то главное заключается в приоритете «человеческого измерения» в осуществлении управления социальными процессами. «Человеческое измерение» - это безусловное отражение требования Конституции о направленности государственной политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, любые решения и программы на региональном уровне должны быть направлены на повышение индекса человеческого развития, включающего такие аспекты, как состояние здоровья, уровень и качество жизни, уровень образования, социальной защищенности и безопасности, занятости. Другой принципиальный момент связан со стратегией регионального развития. В его основу должна быть заложена модель устойчивого развития, а не выживания. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что социальная политика Челябинской области в полной мере отражает эти принципы.
В настоящее время сложилась ситуация, когда предприятия и организации г. Челябинска практически не инвестируют средства в профессиональное развитие своих работников, также как и вновь создаваемые предприятия, привлекая подготовленную рабочую силу, никак не компенсируют затраты на их подготовку. Возможно, имеет смысл поставить вопрос о формировании областной программы развития человеческих ресурсов.
Создание и сохранение рабочих мест, в том числе и в сфере общественных работ должно стать одним из важнейших направлений социально-экономической политики. Эта задача должна решаться на нескольких уровнях: реализация проектов полного перепрофилирования предприятий, модернизация уже существующих производств или их расширение, а также реализация локальных проектов, предполагающих создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
В целях расширения практики общественных работ и повышения их эффективности Департаменту ФГСЗН необходимо подготовить проект постановления губернатора «Об организации общественных работ в Челябинской области». Принятие этого постановления позволит увеличить число занятых в различных отраслях народного хозяйства. Расширение спектра видов и форм общественных работ, повышение ответственности местных органов власти за их организацию позволит сформировать достаточно самостоятельный и объемный сегмент рынка труда.
Полагаем также, что необходимо совершенствовать механизмы формирования и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРИ). В профессиональной части ИПРИ (или в каком-то другом сопутствующем документе) необходимо давать описание профессионального статуса инвалида, включающего следующую информацию:
- профессиональная группа, к которой относится инвалид;
- уровень профессиональной состоятельности (степень владения профессиональными знаниями, навыками);
- профессиональное образование, квалификация;
- профессионально значимые психофизиологические функции, которые может выполнять инвалид;
- описание индивидуальной модели рабочего места инвалида (необходимость специальных условий, режима и т. п.).
И очень важно, чтобы намерения человека и рекомендации ИПРИ были согласованы, чтобы ИПРИ была действительно личным проектом инвалида, чтобы при этом была актуализирована мотивация достижения конечной цели проекта. Для этого задачи профессиональной ориентации инвалида в полном объеме должны быть решены до формирования ИПРИ. А сама ИПРИ должна формироваться или корректироваться на основании полученных результатов профориентации.
Сегодня, к сожалению, не решается очень важный вопрос экспертной оценки рабочих мест для инвалидов. Стандартизированная информация об условиях работы, нагрузках на психофизиологические системы человека, согласованная к тому же с рекомендациями ИПРИ, необходима при решении вопросов трудоустройства. Для этого нужно разобраться, кто должен этим заниматься, и обеспечить финансовый ресурс для реализации этой задачи. Для начала - хотя бы по нескольким наиболее актуальным профессиям.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.