Рефераты. Менеджмент в бюджетных организациях

3.3           Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса


Для успешного осуществления учебного процесса мотивацию необходимо вести по двум основным направлениям: стимулирование работников лицея и учащихся. Оба направления обладают рядом особенностей, существенно отличающих их от мотивации сотрудников предприятия или другой коммерческой организации. Между этими направлениями также существуют глубокие различия, но они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Способы мотивации педагогических работников определяются спецификой работы учителя в целом, особенностями российского образования и качествами конкретного учебного заведения.

Очевидно, что российские педагоги преподают в школах не из-за высокого заработка. Обычно учителями работают либо энтузиасты, считающие преподавание своим долгом или получающие удовлетворение от него, либо те, кто не может устроиться на другую работу по каким-либо причинам (возраст, квалификация). Такое положение дел неутешительно, однако это тема для отдельного исследования.

В первую очередь лицей ориентируется на то, чтобы привлечь сотрудников других школ и сохранить собственные кадры. Для этого необходимо создавать условия, выгодно отличающие лицей от других учебных заведений. Условия труда в лицее гораздо лучше, чем в большинстве школ города. Удобные отремонтированные классы, наличие свободного доступа к современной компьютерной технике и сети Интернет, проекторы и интерактивные доски вместо традиционного мела, новое лабораторное оборудование для преподавателей естественнонаучных дисциплин – все это делает процесс обучения куда более легким и привлекательным для педагогов.

Важным стимулом для педагогов является контингент учащихся лицея. Поскольку СамЛИТ является элитным учебным заведением, обучаться в нем может не каждый. Лицеисты нацелены на более высокий уровень требований как к знаниям, так и к поведению. Здесь нет "трудных" детей, доставляющих много хлопот учителям обычных общеобразовательных школ, дисциплина держится на заметно более высоком уровне. В этом проявляется взаимосвязь мотивации учащихся и педагогов – чем охотнее занимаются дети, тем проще и приятнее работать учителю.

Однако создание подобных условий не является достаточным. Сейчас в городе работает несколько учебных заведений, способных обеспечить подобные условия труда. Кроме того, работа в инновационном специализированном учебном заведении требует более высокой отдачи, как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.

Важным стимулом остается оплата труда. В последние годы увеличилось количество педагогов, ушедших в другие школы из-за более высокой заработной платы. В связи с этим, в начале 2007-2008 учебного года Совет лицея принял решение об использовании части внебюджетных средств лицея, в первую очередь материальной помощи от родителей, для доплат к основной заработной плате учителей. При этом доплата составляет значительную долю заработка.

Особенности мотивации учащихся уже были затронуты выше. Действительно, мотивация Лицеиста – совсем не то же самое, что мотивация обычного школьника. Оценка "неудовлетворительно" в четверти или полугодии, систематические прогулы или другие грубые нарушения дисциплины являются поводом к отчислению из лицея. В обычной школе подобные наказания неприменимы, потому что она обязана обучать всех детей, проживающих рядом с ней.

В то же время лицеисты осознают, какие преимущества им дает учеба в элитном учебном заведении – не только более глубокие знания, но и доступ ко всем техническим средствам лицея, современные классы, благоприятная обстановка в коллективе. За последние 10 лет все выпускники лицея поступают в высшие учебные заведения, причем большая часть – на бюджетной основе.

Важной составляющей мотивации обучающихся является соревновательный момент. В лицее ежегодно проводится фестиваль "Компьютерная страна" для учащихся 8-11 классов и "КомпАсс" для учащихся пролицея. В них традиционно принимают участие большинство лицеистов, а победа – это не только признание, но и ценные призы. Кроме того, лицей проводит предметные олимпиады и общешкольную конференцию "Эпоха. Общество. Человек", позволяющую проявить себя в различных секциях.

Не менее важной составляющей мотивации является активное участие учеников в системе самоуправлении лицея. Для подростков особенно важно чувствовать, что их мнение учитывается, что управление лицеем осуществляется не в отрыве от их нужд. С его помощью обеспечивается обратная связь, столь важная для эффективного управления.

Хорошим стимулом к обучению является творчество. Именно поэтому в лицее широко используются задания и работы, носящие творческий характер, требующие решения интересных и нестандартных задач. Учащиеся 8-11 классов в качестве итоговой контрольной точки по предмету "Информационно-коммуникационные технологии и основы проектной деятельности" сдают курсовой проект, важной характеристикой которого является творческий подход к поставленной задаче. Для 11-классников курсовой проект является своеобразным "полигоном" перед учебой в вузе, что также мотивирует их к учебе [12, c.2].

Однако перечисленные способы мотивации имеют и отрицательную сторону. В настоящее время культуру лицея можно охарактеризовать как личностную. Но школа должна научить своих подопечных работать не только в одиночку, но и в коллективе. Конечно, лицей практикует групповую работу, например командный марафон в рамках фестиваля "Компьютерная страна", но количественное соотношение заданий, выполненных индивидуально и в группе, достаточно далеко от идеального. Необходимо уделять больше внимания коллективным работам, не только во внеучебной деятельности, но и в рамках самого образовательного процесса.


3.4           Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению


Знание состояния дел в лицее обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль [6, 46-47].

Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.

Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь при переходе учащихся из начальной школы в пролицей и из пролицея – в лицей.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Все перечисленные виды контроля состояния учебно-воспитательного процесса могут осуществляться как предварительные, текущие и итоговые.

Кроме того, используемые в лицее методы контроля можно разделить на две группы — методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.

Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено разнообразием процессов в лицее, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.

Результаты многих процессов, и, прежде всего образовательного, сложно выявить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полноты, прочности, обобщенности, системности и т.д. знаний и умений учащихся. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития. Используют также экспертные оценки показа сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации, и др.

Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение лицейской документации.

Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение работы учителя на уроке.

Практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно – его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом. Однако, метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим, он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и, прежде всего, планов. Этот метод, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью за короткие сроки можно проверить большой участок работы лицея. Однако данный метод не позволяет установить, насколько фиксируемое в документах действительно соответствует реальному, и установить возможные искажения.

Для того, чтобы реализация функции контроля в лицее была эффективной, контроль должен отвечать следующим общим принципам.

1.                 Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели лицея.

2.                 Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

3.                 Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач.

4.                 Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует особого внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана.

5.                 Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредотачивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных.

6.                 Принцип действия. Контроль оправдан только тогда, когда отклонения от планов подвергаются затем корректировке.

7.                 Принцип своевременности контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению.

8.                 Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначался, — это наиболее эффективный способ контроля.

9.                 Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

Важной функцией контроля является также донесение его результатов до учащихся и персонала лицея. К сожалению, несмотря на наличие развитой информационной среды и всех необходимых ресурсов, реализация единой информационной базы лицея явно находится на недостаточном уровне. В начале календарного года лицей вступил в систему "NET Школа", позволяющую учителям, учащимся и их родителям получить необходимую оперативную информацию через сеть Интернет, а также автоматизировать многие рутинные процессы. Однако уровень использования даже этой системы невысок, многие родители и ученики о ней даже не знают, либо не получили к ней доступа. Учитывая потенциал лицея, подобная система могла и должна была появиться значительно раньше. В настоящее время требуется активно интегрировать имеющуюся систему в образовательный процесс, выявить ее достоинства и недостатки и приспособить к собственной информационной среде лицея.


Вывод: Центральным объектом менеджмента школы является учебно-воспитательный процесс, но с иной точки зрения, нежели у педагогики. Важнейшими функциями менеджмента, реализующимися во внутришкольном управлении, являются планирование, мотивация и контроль. Планирование носит обязательных характер, но требует большего, чем формальный подход. Грамотно составленные учебные планы позволяют осуществлять эффективный управленческий процесс в лицее. Мотивация в МОУ СамЛИТ определяется не только особенностями школьного управления, но и спецификой данного образовательного учреждения. Она осуществляется по двум основным направлениям – мотивация обучающихся и персонала лицея. Реализация функции контроля требует комплексного подхода к оценке деятельности педагогов и результатам процесса обучения. Разумеется, список функций менеджмента в лицее не исчерпывается перечисленными, но они являются основными и требуют наибольшего внимания.

Заключение


В работе были выявлены и подробно рассмотрены основные особенности бюджетных организаций – некоммерческий характер деятельности и государственное финансирование. Был сделан вывод о специфике целей бюджетных организаций, рассмотрены и обобщены основные существующие теории управления некоммерческими организациями – теория "производства общественных благ", "невыполненного контракта" и "контроля стейкхолдеров". Значительное внимание уделено источникам ресурсов бюджетных организаций и, в первую очередь, порядку финансирования.

Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности. Некоторые из критериев оценки эффективности коммерческих организаций подходят и для бюджетных. Однако различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности. Основой для решения этой задачи может послужить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций групп поддержки (стейкхолдеров).

В качестве примера бюджетной организации в работе рассматривается МОУ "Самарский лице информационных технологий". Особенности менеджмента данной организации определяются тем, что это инновационное образовательное учреждение с развитой информационной средой. МОУ СамЛИТ обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. Организационная структура лицея является пятиуровневой и включает развитый блок информационной службы. В структуре управления лицеем сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора. При управлении школой необходимо учитывать, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления.

Среди всех функций менеджмента в школьном управлении наиболее важными являются планирование, мотивация и контроль. В работе они рассматриваются наиболее подробно.

Учебные планы и расписания составляются ежегодно. Это сложный комплексный процесс, при котором необходимо учитывать требования государственных стандартов, санитарных и гигиенических норм, целей образовательного процесса и специфики учебного заведения. Учебные планы являются основой эффективности образовательного процесса в лицее в течение учебного года.

Для успешного протекания учебно-воспитательного процесса необходимо мотивировать деятельность как работников лицея, так и учащихся. Основой мотивации как тех, так и других является общая атмосфера лицея, психологический комфорт, а также развитая информационно-техническая база. Для мотивации работников служит также система надбавок к оплате труда, а учащихся – творческий и соревновательный моменты, выражающиеся в первую очередь в ходе фестивалей, олимпиад, конференций и других мероприятий, проводимых лицеем. В настоящее время важно уделить внимание мотивации коллективной деятельности учащихся.

Знание состояния дел в лицее обеспечивается за счет реализации функции контроля. Существует несколько видов внутришкольного контроля, которые проводятся в зависимости от конкретных задач, но их результаты необходимо оценивать комплексно. При проведении контроля необходимо учитывать набор основных принципов. Полученную информацию важно правильно организовывать, в первую очередь в виде единой информационной базы лицея.

Таким образом, была достигнута цель работы – определение наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Поскольку бюджетные организации значительно отличаются друг от друга в зависимости от сферы деятельности, наиболее полно был рассмотрен менеджмент школы.

Библиографический список


1.                 Андреев С.Н., Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России №4/2005

2.                 Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 1999. –240с.

3.                 Бюджетный кодекс Российской федерации – #"1.files/image003.gif">


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.