Рефераты. Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции

Одним из способов проведения проверки затрат на качество является изучение состава и структуры затрат по элементам в динамике за несколько лет, для этого полученные данные систематизируются и составляется сводная ведомость, на основе которой оформляется итоговое заключение. Проверка потерь от брака ведётся в двух аспектах: по потерям от внутреннего брака; по потерям от внешнего брака. При проверке достоверности данных затрат необходимо иметь в виду, что общехозяйственные расходы, износ инструментов и приспособлений целевого назначения в расчёт себестоимости окончательно забракованных изделий не включаются.

С рабочих и служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают стоимость его исправления, а по неисправному – стоимость материалов за вычетом отходов, сумму основной заработной платы (за вычетом стоимости брака по цене лома).

Процесс адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям настроил многие из российских предприятий на создание корпораций, холдингов и других финансово-промышленных объединений [29, с. 353]. Таким образом, отдельные предприятия, являющиеся частью подобных объединений (и просто взаимодействующие предприятия, например, в отношениях производитель – поставщик), не имеют возможность контролировать качество выпускаемой продукции на всех стадиях воспроизводства, так как они проходят за пределами данных предприятий. Решение данной проблемы может быть найдено в проведении проверки второй стороны. Так, стандарт ИСО 19011:2002 указывает на возможность проводить три вида проверок: первой стороны (внутренний), второй стороны (у поставщика), третьей стороны (по просьбе субъекта его проводит независимая специализированная организация).

Так, проведение проверок второй стороны начало практиковать ОАО «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение». Эта организация разработала и внедрила у себя СМК на основе стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001–2001), успешно прошла сертификационную проверку немецкого органа по сертификации TUV CERT и органа по сертификации «Промстройсертификация».

В рамках работы по оценке и выбору подрядных проектных организаций ОАО «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение» проинформировало всех своих подрядчиков о проведении проверок второй стороны (ОАО «БКМПО» планирует проведение проверок второй стороны в более чем 30 проектных организациях. Из них только пять имеют в настоящее время СМК), по результатам которого оно планирует заключать с ними в 2008–2010 гг. договоры на выполнение проектно-изыскательских работ.

К работе по проведению проверок второй стороны, кроме собственных проверяющих, ОАО «БКМПО» привлекло консультантов, заключив с несколькими консалтинговыми и сертификационными организациями договоры о совместной деятельности. (Ориентировочная продолжительность проверки второй стороны в конкретной организации – один день.) ОАО «БКМПО» рассматривает проверку второй стороны как:

-      возможность выработать рекомендации по улучшению деятельности проектной организации в тех аспектах, которые представляют интерес для заказчика, и способствовать повышению результативности СМК;

-      способ сопоставить возможности конкурирующих на рынке организаций;

-      информацию для определения типа и степени управления подрядной проектной организацией со стороны заказчика (разд. 7.4.1 ИСО 9001:2000);

-      возможность повышения квалификации проверяющих, а также квалификации персонала ОАО «БКМПО», касающейся вопросов СМК на основе стандарта ИСО 9001:2008.

Для ОАО «БКМПО» проверка второй стороны – это не просто ревизия, проверка или контроль деятельности партнёров, а одна из форм деловых взаимоотношений заказчика и подрядчика, предусмотренная разд. 3.1 стандарта ИСО 19011:2002, с целью получения информации о способности проектной организации выпускать проектно-сметную документацию, отвечающую требованиям разд. 4.1 стандарта ИСО 9001:2000. Естественно, партнёры вправе отказаться от проведения заказчиком проверок второй стороны, но это было бы принято заказчиком во внимание при формировании рейтингового списка проектно-изыскательных организаций для заключения договоров на последующие годы.

По итогам данного раздела работы можно сделать следующие выводы: организация внутреннего контроля качества новой продукции должна соответствовать требованиям ИСО 9001:2008. Внутренний контроль делится на проведение периодических проверок и осуществление последующего контроля (предложены план и программа проведения таких проверок) качества новой продукции и затрат на его обеспечение. При реализации внутреннего контроля рекомендуется центральное место отвести затратам на качество новой продукции в разрезе статей (предложена соответствующая номенклатура статей). Также исследованы порядок и значение проведения проверки партнёров по бизнесу.

Результаты данного исследования теоретических положений и практической деятельности предприятий в области учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции дают основания полагать, что предложенные в работе методические рекомендации по улучшению учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции найдут широкое применение в практике и будут способствовать её улучшению.

Выводы и рекомендации


Процесс дальнейшего развития смешанных (рыночных и рыночно-социальных) отношений в России требует существенного пересмотра деловых и экономических ценностей. Значительную роль при этом играют многочисленные противоречия, порождаемые формированием и дальнейшей «разработкой» (изучением сторон, углублением) такой важной составляющей любой производственной деятельности, как экономика качества. Сегодня продукция, услуги или их объединения – «продукт+услуга», не отвечающие заданному уровню качества или морально устаревшие, заранее обречены на отсутствие успеха на рынке. В настоящее время у предприятий наметилась тенденция продавать не отдельную продукцию, а вместе с ней различные услуги. При этом гораздо более жёсткие рыночные требования ожидают отечественных товаропроизводителей при выходе на международный рынок.

В условиях рыночной экономики под новой продукцией понимают продукцию, имеющую новизну в форме, содержании или упаковке продукции, которые имеют значение для потребителя [16, с. 117]. Для целей организации бухгалтерского учёта, по нашему мнению, следует в качестве основного критерия выделения «новой продукции» использовать опыт выпуска конкретной продукции на данном предприятии. Так как даже если осваиваемая продукция имеет аналоги на рынке, но её производство на данном конкретном предприятии происходит впервые, то этот процесс является сходным с освоением продукции, имеющей новизну по сравнению с аналогами (или отсутствие аналогов). Улучшенная продукция представляет собой незначительные модификации уже изготавливаемой продукции при изменении показателей её качества.

Продукцию можно относить к категории новой лишь определённый период времени. Данный период определяется исходя из особенностей производства и продажи продукции. Можно выделить следующие критерии, наличие которых позволяет исключить продукцию из общего объёма новой (перевести в состав обычной с момента наступления представленных условий), в том числе и в бухгалтерском учёте (необходимо наличие хотя бы одного из них):

1) продукция производится дешевле за счёт полного освоения новой технологии производства, налаженности производственных процессов, создания оптимальных производственных условий и т.д., то есть происходит значительное снижение себестоимости вследствие того, что затраты на освоение полностью сокращаются;

2) на предприятии начинается освоение изделия с улучшенными характеристиками (то есть значения показателей качества у такого изделия выше).

Улучшения продукции можно достигать постоянными инновациями в области качества на основе тщательного изучения и прогнозирования будущих потребностей имеющихся и потенциальных клиентов. Улучшение продукции – это скорее формирование новых потребностей, чем просто улучшение привычных для потребителя характеристик и свойств. Снижение же уровня дефектности связано, пожалуй, с улучшением процессов, а не продукции. При этом вряд ли кто-нибудь сможет при формировании новых потребностей полностью обойтись без интуиции, профессионального чутья, озарения и удачи маркетологов и конструкторов, положившись только на системные действия. Но невозможно переоценить и регулярную деятельность по изучению изменения потребностей и ожиданий потребителей путём опросов, интервьюирования, анкетирования и т.д.

Одной из особенностей менталитета сегодняшних потребителей является то, что они имеют собственное представление о необходимой степени качества и цене на товар, о необходимом уровне предоставляемого сервиса и наличии дополнительных выгод при покупке. Поэтому для достижения максимально возможного положительного результата деятельности предприятия необходимо во время разработки стратегических целей не только учитывать задачи создания ожидаемой покупателями ценности, но и возможность удовлетворения неосознаваемых в данный момент времени потребностей. Учёт и анализ различных аспектов качества выпускаемой и новой продукции, а также деятельности организации в целом с позиции обеспечения конкурентоспособности предприятия представляется нам наиболее приемлемым решением в сложившейся ситуации.

В новых условиях хозяйствования в связи с выпуском продукции появляется и ещё одна проблема – установление цен на новую продукцию – как определение денежного выражения её стоимости, назначаемое при заключении договора и не подлежащее изменению, кроме случаев изменения условий договора. При этом важно учитывать, что стоимостью обладает не только вещь, но и в частности, эффект нововведения.

Использование современных информационных технологий при освоении новой продукции позволит не только повысить эффективность принимаемых управленческих решений, но и решать частные задачи управленческого учёта. Одной из таких задач является подготовка принятия решения по ценообразованию на новую продукцию. Цены на нововведения устанавливаются исходя из необходимых (нормативных) затрат на повторяющиеся виды научно-исследовательской и производственной деятельности, характерных для каждого новшества данного типа, затрат на уникальные (неповторяющиеся) работы и части гарантируемой величины эффекта от освоения новшества.

Установление цен на нововведения связано с разграничением их стоимости и себестоимости. При этом устраняется отождествление объёма затрат и объёма работы. Экономия затрат на нововведение при достижении установленных договором параметров выступает как снижение себестоимости. Введение договорных цен на нововведения позволяет выделить в качестве особой категории прибыль от продажи нововведений (разность между их стоимостью и себестоимостью).

Формирование на предприятии эффективной системы управленческого учёта и анализа позволит не только успешно решить тактические задачи, но и будет способствовать удачной реализации стратегии развития организации и её своевременной корректировке посредством:

-       формирования базы данных о деятельности организации, отвечающей требованиям современных менеджеров;

-       проведения комплексной оценки бизнес-процессов предприятия с точки зрения как финансовых, так и нефинансовых критериев;

-       анализа себестоимости производимых и новых изделий с учётом качества, при этом будут учтены не только бухгалтерские затраты, но и экономические (альтернативные);

-       своевременного выявления «узких мест» в деятельности организации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.