Значение итогового показателя группы (КГ) получаем, применив формулу:
КГ = В1 · РП1 + …+ ВN · РПN ,
где В – удельный вес показателя в группе (причём = 1); РП – рейтинговое значение показателя качества данной группы, полученное аналитическим путём (причём = 0,2); N – количество показателей в данной группе, зависит от вида новой продукции и рассчитывается аналитическим путём.
Затем в зависимости от итогового значения показателей групп качества новой продукции конкретному виду новой продукции присваивается класс (табл. 4).
Таблица 4
Присвоение класса конкретному виду новой продукции
Итоговое значение показателей групп качества новой продукции
0–0,2
0,2–0,4
0,4–0,6
0,6–0,8
0,8–1
Класс
5
4
3
2
1
После присвоения классов нескольким видам новой продукции составляется сводный отчёт (табл. 5) для подготовки принятия управленческого решения о производстве новой продукции.
Таблица 5
Сводный отчёт для подготовки принятия управленческого решения о производстве новой продукции с учётом её качества
Вид продукции
Решение
Изделие А
Запуск производства
Изделие Б
Проведение дополнительных исследований,
перепроектировка
Изделие В
Изделие Г
Изделие Д
Изделие Е
Отказ от производства
После этого необходимо проводить анализ качества всей продукции. К обобщающим показателям качества всей произведённой продукции относятся:
1) удельный вес новой продукции в общем выпуске;
2) удельный вес продукции высшей категории качества;
3) средневзвешенный балл продукции;
4) средний коэффициент сортности;
5) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
6) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и т.д.
Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств: полезность, надёжность, технологичность, эстетичность и т.д. [29, с. 254].
Косвенным показателем качества продукции является доля брака в общем объёме выпуска. Например, на предприятии ОАО «Стройфарфор» производили керамическую плитку двух видов: сортную и несортную (ординар), но в 2007 г. отказались от производства низкокачественной плитки (табл. 6).
Таблица 6
Анализ сортности продукции – керамической плитки на ОАО «Стройфарфор»
Продукция
Выпуск плитки, тыс. м2
Удельный вес, %
2005 г.
2006 г.
2007 г.
1. Сортная
5051,2
8660,1
10832,3
93,9
97,8
100
2. Несортная
327,5
191,7
0,0
6,1
2,2
0
Всего
5378,7
8851,8
По данным таблицы мы можем судить об улучшении показателя сортности продукции. Кроме того, мы видим не только рост общего производства керамической плитки, но и постепенное увеличение доли сортной продукции в общем выпуске. Цена сортной керамической плитки выше, следовательно, можно рассчитать влияние качества на выпуск товарной продукции (rТП) по следующей формуле:
rТП = (Цсортной – Цординар) · Q,
где Q – увеличенный объём продаж продукции повышенного качества; Ц – цена соответствующей продукции.
rТП = (70 – 55) · 2172,2 = 32583 тыс. руб.
Размер влияния качества продукции на сумму прибыли можно рассчитать по формуле:
rП = (Цсортной – Цординар) · Q – (Ссортной – Сординар) · Q,
где С – уровень себестоимости.
rП = 32583 – (60 – 50) · 2172,2 = 10861 тыс. руб.
Произошло увеличение прибыли за счёт увеличения выпуска качественной продукции.
Далее, на основе статистических наблюдений (составление графиков динамики показателей) (рис.) происходит ужесточение требований к качеству выпускаемой продукции (на основе выявления допустимых границ колебания значения показателя).
Пример статистического наблюдения за показателем: грань 200 мм
После приёма произведённой за смену продукции в производственный отдел сдаются подробные отчёты: статистические данные по технологическим показателям качества продукции и причинам отклонений (по стадиям производства: показатели приготовленной смеси, состояние после первого обжига, после нанесения глазури и цветового оформления, после второго обжига). Эти данные группируются в более обширные показатели:
1) соответствующие – стандарт;
2) несоответствующие, по причинам.
Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Это необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Брак, появившийся в сфере продажи или в процессе использования продукции, свидетельствует как о плохом её качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объёма производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
Проведение анализа затрат на качество при производстве новой продукции обусловливает введение двух отчётных форм:
- сводный отчёт о затратах на качество, содержащий полную информацию о затратах на качество за отчётный период. Это позволяет проводить сравнение отчётных показателей с запланированными, отслеживать динамику затрат, а также выявлять изменения структуры затрат на качество;
- отчёт о потерях от внутреннего брака и о потерях от внешнего брака, который должен содержать информацию о внутреннем и внешнем браке с разбивкой по статьям калькуляции, что позволяет сравнивать плановые показатели с фактическими, а также с показателями за отчётный период.
Предлагаемые формы включают также информацию об удержаниях с виновных лиц, что является важным моментом при принятии управленческих решений. Данные формы отчётности должны составляться ежемесячно отделами экономических служб при согласовании с главным бухгалтером организации и представляться в службу управления качеством для принятия соответствующих управленческих решений, что является важным отличительным признаком по сравнению с формами, которые применяются на части исследуемых предприятий, вторым отличительным признаком является перечень входящих в данные формы отчётности показателей – он является наиболее рациональным и эффективным, поскольку позволяет проводить соответствующий анализ, не перегружая при этом бухгалтера и аналитика. Кроме того, предлагаемые нами отчётные формы могут служить источником информации не только для анализа качества новой продукции, но и для анализа важнейших затрат на качество новой продукции.
Как уже упоминалось, первым шагом в исследовании затрат на качество новой продукции является оценка доли таких затрат в структуре расходов компании [38, с. 127]. В качестве базы для первоначальной оценки можно взять общий объём продаж или суммарные затраты на производство или обслуживание. Когда организация впервые обращается к вопросам качества, величина издержек, так или иначе связанных с качеством, зачастую оказывается выше 25 % от объёма продаж. В результате проведения целенаправленной политики уровень потерь из-за качества, как правило, удаётся свести к величине, составляющей несколько процентов. Относительную величину затрат несоответствия (потерь от брака) можно оценить с помощью анализа Парето. Обычно они соответствуют правилу 80:20, согласно которому относительно небольшое число причин порождает большую часть затрат. Необходимо также постоянно анализировать соотношение полученных результатов в области качества и затрат на их достижение.
Тем не менее, основным инструментом оценки затрат на качество новой продукции, особенно затрат несоответствия, остаётся построение причинно-следственной диаграммы. Каждая категория затрат классифицируется по составляющим её элементам и рассматривается как следствие воздействия некоторого фактора (скрытой причины), имеющего более глубокий, фундаментальный характер. Далее каждый элемент разбивается на отдельные компоненты, и каждая причина оказывается следствием действия фактора следующего уровня и т.д. Анализ затрат по видам деятельности (АВС-анализ) значительно упрощает такую работу, так как основанная на нём система бухгалтерского учёта представляет собой детальные затраты, уходящие на поддержание каждой «ветки» (элемента деятельности).
Многие организации предпочитают более неформальные (недокументированные) периодические оценки затрат, связанных с качеством, на основе годовых или полугодовых отчётов по качеству. В основе такого подхода может лежать оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов. Другой способ измерения затрат заключается в том, что служащим вменяется в обязанность вести документированный учёт своего рабочего времени. Оценку затрат на обеспечение качества отдельного этапа освоения новой продукции можно выполнить путём последовательного анализа каждого из составляющих элементов этапа, учитывая стоимость каждого элемента в категориях предупреждения, оценки качества и несоответствий. Некоторые из выявленных в результате такого анализа элементов могут вообще не создавать прибавленной стоимости и представлять собой чистые издержки. Исключение или комбинирование отдельных элементов, как правило, даёт возможность значительно сократить затраты на обеспечение качества. Существует масса примеров, когда группа специалистов, занятая проблемами управления или улучшением качества, смогла правильно оценить исходный уровень потерь от брака, определить необходимые размеры превентивных вложений в качество и с высокой точностью предсказать ожидаемую выгоду от снижения потерь, полученную в результате принятых мер. Иногда очень полезными оказываются и другие неформальные методы учёта затрат на качество. Например, учёт влияния степени удовлетворённости потребителя на уровень потенциальных потерь, несмотря на явно оценочный характер, позволяет более тесно проанализировать меры по улучшению качества с потребительскими ожиданиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9