4) отношение затрат на приёмочный контроль к затратам на текущий контроль.
В компаниях с хорошо налаженной системой управления качеством затраты на обеспечение качества могут составлять лишь 2 % стоимости проданной продукции. Расходуются эти средства исключительно на превентивные мероприятия и операции по проверке качества. Особенно это характерно для японских предприятий.
Для качественного проведения проверки затрат на качество необходимо в начале провести их группировку и определить учётные регистры, в которых может содержаться информация по ним. Затраты на качество принято классифицировать по следующим элементам:
1) Затраты на предупредительные мероприятия:
1. Управление качеством:
- затраты на планирование системы качества;
- затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.
2. Управление процессом:
- затраты на установление средств управления процессом;
- затраты на изучение возможностей процесса;
- затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
3. Планирование качества другими подразделениями:
- затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся управляющему по качеству.
4. Контрольное и измерительное оборудование:
- затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
- затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
- затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления, или амортизация этого оборудования.
5. Обеспечение качества поставок:
- затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
- затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
- затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
6. Проверка системы качества:
- затраты на внутреннюю проверку качества;
- затраты на проверку системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.
7. Программа улучшения качества:
- затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчётов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчёта по затратам на качество.
8. Обучение вопросам качества:
- затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
9. Затраты, не учтённые где-либо ещё, такие как:
- заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
2) Затраты на контроль:
1. Проверки и испытания:
- оплата работ инспекторов и испытательного персонала при плановых проверках производственных операций;
- повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д.
2. Проверки и испытания поставляемых материалов:
- оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;
- затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
- затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
3. Материалы для тестирования и проверок:
- стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
- стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю;
- стоимость испытательного оборудования не включается.
4. Контроль процесса:
- оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству и выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
5. Приём продукции заказчиком:
- затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи её заказчику перед поставкой;
- затраты на приёмочные испытания продукции у заказчика до её сдачи.
6. Проверка сырья и запасных частей:
- затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.
7. Проверка продукта:
- затраты на проведение проверки качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;
- затраты на все испытания на надёжность, проводимые на произведённых изделиях;
- затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.
3) Внутренние затраты на дефект:
1. Отходы:
- стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества, и затраты на их утилизацию и вывоз.
Ликвидационная стоимость отходов производства не включается. Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика.
2. Переделки и ремонт:
- затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;
- затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.
3. Анализ потерь:
- затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.
4. Взаимные уступки:
- затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
5. Снижение сорта:
- затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.
6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков:
- затраты, понесённые в том случае, когда после получения материалов от поставщика обнаружилось, что они оказались негодными.
4) Внешние затраты на дефект:
1. Продукция, не принятая потребителем:
- затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;
- затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции.
2. Гарантийные обязательства:
- затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;
- затраты, вовлечённые в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворённости потребителя.
3. Отзыв и модернизация продукции:
- затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, в случае если имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.
4. Жалобы:
- затраты, вовлечённые в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;
- затраты, привлечённые для восстановления удовлетворённости потребителя;
- затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.
Для упорядочения проверяемой информации, её оценки и выдачи рекомендаций необходимо составить номенклатуру статей расходов на качество новой продукции. При составлении номенклатуры статей данного вида расходов мы рекомендуем выделение трёх уровней по этапам освоения новой продукции с учётом её качества (прил. 11). Группировка затрат по представленной номенклатуре особенно актуальна в связи с необходимостью выделения затрат на качество при сертификации системы управления качеством предприятия. Данная номенклатура должна быть оформлена как справочник отдела (группы). То есть расходы, связанные с качеством новой продукции, изначально формируются в рамках предложенного учётного сегмента, а затем для проведения аналитических процедур при внутренней проверке должны быть сформированы в соответствии с предложенным перечнем. Подтверждением данных учёта расходов на качество по предложенным статьям являются:
1) первичные учётные документы;
2) аналитические регистры учёта расходов на качество;
3) расчёт суммы расходов на качество продукции по категориям PAF-модели (Prevention – превентивные затраты, Appraisal – затраты на оценку, Failure cost – потери от брака), модели А. Фейгенбаума и по этапам жизненного цикла товара.
Первичные учётные регистры, в которых находятся данные по затратам на качество и которые будут являться объектами проверки:
- требование-накладная (форма № М-11);
- лимитно-заборная карта (форма № М-8);
- расчётно-платёжная ведомость (форма № Т-49);
- справка бухгалтерии об определении налоговой базы;
- расчёт доли единого социального налога по каждому работнику (в разрезе фондов);
- акт о приёмке выполненных работ (оказанных услуг), счета поставщиков;
- ведомость распределения общепроизводственных расходов;
- товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
- прочие справки бухгалтерии, расчёты и т.п.
Прежде чем начинать процедуру проверки качества, его следует тщательно спланировать. Это значительно сокращает продолжительность и стоимость проверки. Она может осуществляться по вертикальной либо по горизонтальной схеме. В первом случае проверка носит функциональный характер, то есть проверяется отдельный элемент системы качества, во втором случае – комплексный, когда проверяются все элементы системы качества. Проверка затрат на качество по отношению к общей проверке системы качества является функциональным, так как проверяется один элемент системы – затраты на качество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9