Рефераты. Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции

4)   отношение затрат на приёмочный контроль к затратам на текущий контроль.

В компаниях с хорошо налаженной системой управления качеством затраты на обеспечение качества могут составлять лишь 2 % стоимости проданной продукции. Расходуются эти средства исключительно на превентивные мероприятия и операции по проверке качества. Особенно это характерно для японских предприятий.

Для качественного проведения проверки затрат на качество необходимо в начале провести их группировку и определить учётные регистры, в которых может содержаться информация по ним. Затраты на качество принято классифицировать по следующим элементам:

1) Затраты на предупредительные мероприятия:

1. Управление качеством:

-       затраты на планирование системы качества;

-       затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.

2. Управление процессом:

-       затраты на установление средств управления процессом;

-       затраты на изучение возможностей процесса;

-       затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.

3. Планирование качества другими подразделениями:

-       затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся управляющему по качеству.

4. Контрольное и измерительное оборудование:

-       затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);

-       затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);

-       затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления, или амортизация этого оборудования.

5. Обеспечение качества поставок:

-       затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;

-       затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;

-       затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.

6. Проверка системы качества:

-       затраты на внутреннюю проверку качества;

-       затраты на проверку системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.

7. Программа улучшения качества:

-       затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчётов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчёта по затратам на качество.

8. Обучение вопросам качества:

-       затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

9. Затраты, не учтённые где-либо ещё, такие как:

-       заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.

2) Затраты на контроль:

1. Проверки и испытания:

-       оплата работ инспекторов и испытательного персонала при плановых проверках производственных операций;

-       повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д.

2. Проверки и испытания поставляемых материалов:

-       оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;

-       затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;

-       затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.

3. Материалы для тестирования и проверок:

-       стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;

-       стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю;

-       стоимость испытательного оборудования не включается.

4. Контроль процесса:

-       оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству и выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.

5. Приём продукции заказчиком:

-       затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи её заказчику перед поставкой;

-       затраты на приёмочные испытания продукции у заказчика до её сдачи.

6. Проверка сырья и запасных частей:

-       затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.

7. Проверка продукта:

-       затраты на проведение проверки качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;

-       затраты на все испытания на надёжность, проводимые на произведённых изделиях;

-       затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

3) Внутренние затраты на дефект:

1. Отходы:

-       стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества, и затраты на их утилизацию и вывоз.

Ликвидационная стоимость отходов производства не включается. Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика.

2. Переделки и ремонт:

-       затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;

-       затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.

3. Анализ потерь:

-       затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.

4. Взаимные уступки:

-       затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.

5. Снижение сорта:

-       затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.

6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков:

-       затраты, понесённые в том случае, когда после получения материалов от поставщика обнаружилось, что они оказались негодными.

4) Внешние затраты на дефект:

1. Продукция, не принятая потребителем:

-       затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;

-       затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции.

2. Гарантийные обязательства:

-       затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;

-       затраты, вовлечённые в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворённости потребителя.

3. Отзыв и модернизация продукции:

-       затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, в случае если имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.

4. Жалобы:

-       затраты, вовлечённые в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;

-       затраты, привлечённые для восстановления удовлетворённости потребителя;

-       затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

Для упорядочения проверяемой информации, её оценки и выдачи рекомендаций необходимо составить номенклатуру статей расходов на качество новой продукции. При составлении номенклатуры статей данного вида расходов мы рекомендуем выделение трёх уровней по этапам освоения новой продукции с учётом её качества (прил. 11). Группировка затрат по представленной номенклатуре особенно актуальна в связи с необходимостью выделения затрат на качество при сертификации системы управления качеством предприятия. Данная номенклатура должна быть оформлена как справочник отдела (группы). То есть расходы, связанные с качеством новой продукции, изначально формируются в рамках предложенного учётного сегмента, а затем для проведения аналитических процедур при внутренней проверке должны быть сформированы в соответствии с предложенным перечнем. Подтверждением данных учёта расходов на качество по предложенным статьям являются:

1)   первичные учётные документы;

2)   аналитические регистры учёта расходов на качество;

3)   расчёт суммы расходов на качество продукции по категориям PAF-модели (Prevention – превентивные затраты, Appraisal – затраты на оценку, Failure cost – потери от брака), модели А. Фейгенбаума и по этапам жизненного цикла товара.

Первичные учётные регистры, в которых находятся данные по затратам на качество и которые будут являться объектами проверки:

-      требование-накладная (форма № М-11);

-      лимитно-заборная карта (форма № М-8);

-      расчётно-платёжная ведомость (форма № Т-49);

-      справка бухгалтерии об определении налоговой базы;

-      расчёт доли единого социального налога по каждому работнику (в разрезе фондов);

-      акт о приёмке выполненных работ (оказанных услуг), счета поставщиков;

-      ведомость распределения общепроизводственных расходов;

-      товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);

-      прочие справки бухгалтерии, расчёты и т.п.

Прежде чем начинать процедуру проверки качества, его следует тщательно спланировать. Это значительно сокращает продолжительность и стоимость проверки. Она может осуществляться по вертикальной либо по горизонтальной схеме. В первом случае проверка носит функциональный характер, то есть проверяется отдельный элемент системы качества, во втором случае – комплексный, когда проверяются все элементы системы качества. Проверка затрат на качество по отношению к общей проверке системы качества является функциональным, так как проверяется один элемент системы – затраты на качество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.