Содержание
Введение
Глава 1 Бережливое производство
1.1 Система бережливого производства
1.2 Варианты реализации
Глава 2 Методология Хаммера
2.1 Пять шагов к совершенству (концепция 5S)
2.2 Управление цепочками поставок
2.3 Всеобщий уход за оборудованием
Глава 3 Методология Кайдзен
3.1 Что такое Кайдзен?
3.2 ERP-системы в контуре Кайдзен
3.3 Различия между подходами.
3.4 КАНБАН как реализация Lean принципов
Глава 4. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Тема моей курсовой работы: «Концепции Lean production в управлении офисом ».
В настоящее время происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данной темы по-прежнему несет актуальный характер. Концепция бережливого мышления и производства — это одно из модных направлений развития менеджмента, которое явилось еще одним каналом проникновения западных консультантов на российский рынок. Концепция организации производства с англоязычным названием Lean production чрезвычайно популярна в мире. Неоспоримое преимущество бережливого производства – его прозрачность. Все участники процесса могут видеть процесс целиком, и поэтому им проще находить пути повышения ценности. /1/
Объект работы - система реализации Концепции Lean production в управлении офисом.
Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы Концепции Lean production в управлении офисом.
Цель работы - рассмотреть основные Концепции Lean production в управлении офисом как с Российской, так и с зарубежной точки зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Концепции Lean production в управлении офисом;
2. Выявить основную проблему Концепции Lean production в управлении офисом в современных условиях;
3. Выявить наиболее оптимальный путь реализации Концепции Lean production.
Используя принципы и инструменты бережливого производства, можно значительно повысить эффективность производства, качество продукции, производительность труда, снизить материальные и временные затраты, сократить время выполнения заказов, уменьшить период освоения новых изделий, повысить конкурентоспособность предприятии./1/
Бережливое производство - это логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес- процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учетом мотивации каждого работника. /1/
Системное изложение этой концепции в русском переводе книги Вумека и Джонса «Бережливое производство» появилось на российских книжных прилавках только в 2004г. Однако говорить, что эта концепция впервые пришла в Россию лишь тогда, было бы абсолютно неверно./2/
Дело в том, что эта концепция Бережливое производство является одной из форм нелинейного менеджмента.
Целями такого производства являются:
1.минимизация трудозатрат;
2.минимизация сроков создания новой продукции;
3.гарантия поставки продукции заказчику;
4.максимальное качество при минимальной стоимости.
В основе концепции лежит оптимизация процессов путем их ранжирования по признакам, определяемым понятиями Муда. Под этими понятиями подразумеваются процессы, которые не приносят добавленной ценности потребителям, или уменьшают её. Выделяют до семи видов таких процессов, хотя никто не ограничивает фантазию по поводу умножения их номенклатуры:
-процессы, ведущие к перепроизводству;
-процессы ожидания;
- процессы лишней транспортировки;
-процессы излишней обработки;
-процессы, приводящие к избытку запасов;
-процессы, содержащие лишние движения;
-процессы, содержащие дефекты.
Восьмая группа процессов связана с потерями, обусловленными игнорированием человеческого фактора. Последовательное и взрывное уменьшение таких процессов позволяет приблизить время и уровень издержек к минимуму, определяемому только временем предела./2/
Внедрение системы «Бережливого производства» — это переход предприятия на новый, более качественный уровень, что предполагает вовлечение в процесс всех сотрудников компании. При этом активное участие обеспечивается как материальными стимулами (за внедренные или утвержденные к внедрению предложения), так и нематериальными (например, возможностью участия в управлении предприятия, реализацией своих идей, карьерным ростом и т.д.). Это должно стать отдельным элементом системы стимулирования и мотивации персонала, действующей на предприятии./1/
Реализация концепции возможна в двух вариантах: либо для получения разового результата, либо для создания постоянно улучшающегося бизнеса. В первом случае набор разовых мероприятий напоминает то, что делается при реинжиниринге бизнес- процессов в соответствии с методологией Хаммера. Во втором случае создание бережливого производства фактически означает освоение почти всех элементов Кайдзен./2/
Такое освоение реализуется несколькими последовательным и параллельными шагами.
Всё начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5S, чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума.
Параллельно необходимо провести огромную работу по делегированию полномочии и доведению стратегических целей от высшего уровня вплоть до рабочих, в соответствии с их квалификациями и способностями. Эта работа сочетается с постановкой маркетинга и выстраивание цепочек внутренних потребителей и поставщиков, ориентированных на потребителей./3/
Цепочки внутренних потребителей и поставщиков необходимо превратить в последовательности процессов. Это даст возможность сформировать потоки создания ценностей, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Эти потоки нужно распространить на поставщиков, что позволит минимизировать дискретности и разовые объёмы поставок с максимальным приближением их к реальным потребностям процессов. Фактически речь идет о подготовке к внедрению бережливого производства по всем предприятиям и сетям поставщиков. Превращение сетей поставок в потоки означает также непрерывность движения перерабатываемых в процессах ресурсов в ритме, задаваемом потребителям (ещё одна концепция Supply Chain Management) по принципу втягивания. Таким образом , автоматически получается система «точно в срок».Всё это приводит к созданию тотальной системы вовлечения работников в процессы создания ценностей в соответствии с целями предприятия./3/
Следующие шаги по созданию бережливого производства осуществляются уже фактически с помощью и на основе тотальных инициатив по повышению качества и уменьшению издержек. Искусное направление этих инициатив в сторону поддержания непрерывного движения потока с помощью инфраструктуры (оборудования и оптимально планируемых помещений) приводит нас к технологии TPM (Total Productive Maintenance). /5/
Такая последовательность действий ведет к тому, что на предприятии начинает работать система обеспечения качества и уменьшения издержек. Рабочие, инженеры и менеджеры, направляя свои усилия на устранения причин несоответствий и лишних и вредных издержек, в рамках периодических мероприятий по прорывным улучшениям способны совместными усилиями создать бережливое производство, как высшую форму эффективного бизнеса./7/
Глава 2. Методология Хаммера
Говорят в среде японских менеджеров бытует мнение: «Если менеджер не может развернуть систему 5S- то он не может ничего, если сможет сделать это- он сможет всё». В чем же суть этой системы, и почему ей придается такое значение?
Глубинное преобразование любого предприятия всегда затрагивает рабочие места – «клеточки предприятия».Система же 5S и представляет собой оздоровление этих «клеточек»,позволяющие преобразовать весь «организм»- предприятие. Своё название она получила от первых букв японских слов в латинской транскрипции:
Seiri (организация) - удалить с рабочего места всё ненужное и не плодить ненужные предметы;
Seiton (аккуратность) - расположить предметы в порядке, наилучшим образом отвечающем требованиям безопасности, качества и эффективности работы;
Seiso (уборка) - регулярно проводить тщательную уборку и проверку наличия и исправности оборудования, инструментов, инвентаря, придерживаться правила «чисто там, где не сорят»;
Seiketsu (стандартизация) - с помощью системы указателей, бирок с надписями и инструкциями установить на производстве такой порядок, чтобы любое отклонение от нормы обнаружилось с первого взгляда;
Shitsuke (дисциплина) - соблюдать установленные правила поведения и нормы общения, поддерживать атмосферу взаимопомощи и доброжелательности в отношениях между людьми. /2/
Система 5S позволяет создать светлые и чистые рабочие места, на которых нет ничего лишнего, но есть всё необходимое для максимально эффективной работы. Материалы и инструменты располагаются в порядке, обеспечивающем удобство и безопасность их использования. Рабочие операции осуществляются без лишних движений. И такое состояние поддерживается и периодически совершенствуется. Но, самое главное, что у рабочего появляется уверенность в том, что он может решать более сложные задачи./3/
Идеи системы 5S просты и легки для понимания. Трудна их реализация. Она предполагает разрушение многих стереотипов в сознании работников и формировании новых привычек. А это нельзя сделать быстро. Поэтому критическим фактором успеха в применении системы 5S является процедура её развертывания.
Но если руководство предприятия, на котором развертывается система 5S, проявит настойчивость, терпение и тщательность, то вознаграждение не заставит себя ждать. Подтверждением тому могут служить результаты внедрения на одном из предприятий российской модификации системы 5S- системы «Упорядочение»./4/
Освоение системы 5S,как и любой масштабной системы преобразования организации, невозможно без лидирующей роли её руководства. Поскольку она может применяться не только там, где непосредственно выпускается продукция, но и в непроизводственных подразделениях, то для управляющих высшего и среднего звена едва ли не лучший способ прочувствовать возможности этой системы и трудности на пути её внедрения- использовать её в своей работе. Разумеется, развертывание системы 5S в офисе должно производиться по определенной процедуре, которая требует от человека постоянной и целенаправленной работы над собой./3/
Одним из интересных превращений последнего времени является переход в практике и теории управления от управления поставками (supply management), к управлению цепочками поставок(supply chain management)- управление логистическими цепочками.
Сущностью понятия «логистическая цепочка» является рассмотрение при анализе хозяйственной деятельности, всей цепочке(точнее сети) ,проходя по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и, затем, через систему продаж, попадает к конечному потребителю.
Понятие «управление продажами» включает в себя одностороннее рассмотрение происходящего только на последнем этапе логистической цепочки, а главное на очень коротком - самое большее: продавец – потребитель. Естественно, в качестве начала и конца «звена» могут выступать самые различные объекты - оптовые и розничные фирмы, реселлеры, производители и конечные потребители. Причем рассмотрение ведется, как правило с точки зрения «выталкивания товара» на рынок. Но даже здесь есть место для применения расширенной концепции логистических цепочек. Анализ «функционирования» системы продаж во всей её сложности, включая предыдущую и последующую стадии продажи, позволяет поднять анализ происходящего на новый уровень./5/
Страницы: 1, 2, 3, 4