В таблице 3 приведена групповая социометрическая матрица.
Таблица 3 Групповая социометрическая матрица
№ п/п
Кто выбирает
Кого выбирают среди членов группы А Б В Г Д Е
Количество отданных выборов + - всего
1.
А
X
+
-
0
1
2
3
2.
Б
3.
В
4.
Г
5.
Д
6.
Е
Количество полученных "+" выборов
10
Количество полученных "-" выборов
Всего полученных выборов
4
13
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов (табл. 4).
Таблица 4 Соотношение выборов
Всего получено выборов по группе
Положительных выборов
Отрицательных выборов
Нейтральных выборов
ед.
%
100
76,9
23,1
Индекс социально-психологического климата:
К = М : В,
где: К - индекс социально-психологического климата в команде;
М - количество взаимовыборов в команде;
В - количество всех выборов в команде.
Таким образом, К = 6 : 13 = 0,46
Индекс социометрического статуса:
Сi = Ri : (n-1),
где Сi - индекс социометрического статуса i-го работника в команде;
Ri - число полученных i-членом группы выборов;
n - число сотрудников в команде.
Сi = 6 : (16-1) = 0,4
Индекс социометрической экспансивности:
Еj = Qj : (n-1),
где Еj - индекс экспансивности;
Qj - число выборов, отданных i-тым членом группы.
Еj (1) = 3 : (16-1) = 0,2 Еj (2) = 2 : (16-1) = 0,13
Индекс объема взаимодействия:
Аi = (R'i - R''i) : (n-1),
где: R'i - количество положительных выборов, полученных i-тым членом группы;
R''i - количество отрицательных выборов, полученных i-тым членом группы;
Аi (1) = (1 – 1) : (16-1) = 0
Аi (2) = (1 – 0) : (16-1) = 0,06
Аi (3) = (3 – 0) : (16-1) = 0,2
Аi (4) = (2 – 0) : (16-1) = 0,13
Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности 1гр:
1гр = [(Вn-Во) × 100] : n (n - 1),
где: Вn - число взаимно положительных выборов в группе;
Во - число взаимно отрицательных выборов в группе;
n - число членов группы, участвовавших в опросе.
1гр = [(4 – 1) × 100] : 13 (13 - 1) = 1,92
Таким образом, можно говорить о том, что группа, в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.
Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента. Руководители команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Улучшение результатов деятельности происходит в том случае, если менеджеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. Это является следствием того, что эффективность команды зависит как от выполнения задачи, так и от личных взаимоотношений. Особую важность приобретает стиль поведения лидера, ориентированный на личные взаимоотношения.
Успешный руководитель команды в процессе деятельности уделяет внимание трем основным составляющим: достижению целей; развитию навыков людей; формированию команды.
Руководитель команды несет особую ответственность по поддержанию равновесия между личной свободой и обязанностями перед командой. Необходимо находить решения, усиливающие команду, одновременно позволяя членам команды принимать свои, важные для них решения. Необходимо определить, насколько далеко команда может вторгаться и ограничивать личную свободу каждого, не нарушая при этом приверженности всей команды общим целям.
Управленческая позиция руководителя, особенно в коммерческой фирме, проявляется, прежде всего, в свободе организационного маневра. Она может быть большей, если есть простор в "коммуникативном пространстве", и наоборот. Организационный маневр предполагает расстановку сил в "коммуникативном пространстве". Руководитель обязан знать, кто его поддержит; кто только создаст видимость поддержки, а потом откажется; кто выступит оппонентом; кто будет категорически против; кто выразит сомнения.
Находясь между этими позициями, руководитель оказывается перед необходимостью так организовать работу, чтобы преодолеть расхождение в "коммуникативном пространстве", создав мобильную команду единомышленников в фирме и обеспечив надежность предпринимательских связей вне нее.
Создание профессиональной команды требует от руководителя определенных личностных качеств. В последнее время наблюдается тенденция смещения акцентов при выборе объектов внимания в управленческих процессах: если раньше руководитель в своей политике управления персоналом исследовал моменты, связанные исключительно с работником, на которого было направлено управленческое воздействие, то теперь разрабатываются целые стратегии поведения самих руководителей по отношению к своим подчиненным. Осуществляя их, руководитель должен работать, прежде всего, над собой.
Лидерство является ключевым инструментом эффективной команды и представляет собой специфический метод управленческого воздействия, основанный на сочетании властных полномочий, интересов организации и побуждению людей к достижению общих целей.
Создание команды начинается с развития групповой сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:
- психологическая характеристика индивида;
- квалификация членов команды;
- психологический климат внутри команды.
Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.
Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
1. Валиева О.В. Управление персоналом. – М.: Приор, 2005. – 176с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11