Словом, чем больше компании преуспевают в клонировании, тем хуже результаты. Тут действует закон природы: культуры, тщательно выведенные путем клонирования и инбридинга (близкородственного скрещивания), плохо приспосабливаются к изменениям в естественных условиях рынка. Поэтому только "гибридная" команда может стать отправной точкой для создания эффективных компаний.
Команды "умников" всегда проявляют себя как трудноуправляемые и дают наихудшие результаты. Проблема таких команд заключается в том, что все игроки стремятся к одной цели - применить свой критичный ум в решении самых трудных и интересных заданий. Они преуспевают в таких элементах поведения, как внесение предложений и отстаивание противоположного мнения. Это важно при столкновении команды с многофакторными проблемами. Но сбор и обмен информацией, констатация того, что удалось выяснить, координация планов и действий игнорируются игроками-интеллектуалами. При этом слишком высокая доля отрицательных суждений создает разрушительный эффект в общении и противодействует творческой интеграции команды. Побочный эффект здесь состоит в том, что сложные задачи пробуждают у "умников" желание обыграть коллегу (антикомандное качество), вносят дух конкуренции. Такие команды обладают талантом, но не знают, как использовать свой потенциал для победы.
Лидерство умного сводится к анализу различных проблем и определению способов их решения, но такой человек не может исполнить роль лидера в ее истинном смысле, поскольку испытывает трудности с принятием решений. Не случайно наши исследования показали, что эффективный руководитель почти всегда получает средние баллы по тестам интеллектуальных способностей. Высокий интеллект - не самое важное качество, которым должен обладать менеджер. Как правило, профессиональные менеджеры больше внимания уделяют синтезу и меньше - анализу.
Ролевой репертуар человека предопределен свойствами личности, но не фатально, и в большей степени зависит от особенностей среды, в которой приходится работать. Зрелые личности обладают способностью в ответ на требования конкретных ситуаций исполнять разные командные роли. В этом проявляется важное для успешной карьеры качество человека - адаптивность. В целом наиболее сильные роли человека (обычно две-три) - это те, которые больше всего ценят в нем окружающие.
Исследование проводилось на базе предприятия. Штатное расписание предприятия и схема функциональных взаимосвязей приведены в Приложении 1.
Диапазон моделей поведения, полезных для работы в команде, ограничен. В результате многолетних исследований были выделены всего несколько устойчивых типов поведения - командных ролей (табл. 1). С помощью теории ролей можно прогнозировать, какой вклад может внести данный человек в работу команды. Знание командных ролей друг друга улучшает взаимопонимание членов команды и позволяет оправдать взаимные ожидания. Разочарований становится меньше.
Таблица 1 Характеристика групповых ролей персонала по классификации М.Белбина
Тип внутригрупповой роли
Ключевые характеристики типа
Внутригрупповое предназначение типа - "миссия"
Сильные стороны типа
Возможные недостатки типа
1 .Трудоголик
Консервативен, обязателен, предсказуем
заботится и систематически контролирует ежедневное выполнение трудового задания; воплощает план в реальные поступки, действия;
Организаторские способности; практичен; коллективный дух; трудолюбив; самодисципли-нирован;
Слабая гибкость; невосприимчи-вость к новым идеям;
2.Координатор
Спокойный, самоуверенный, сдержанный
вырабатывает единую точку зрения путем консолидации различных взглядов; признает и учитывает сильные и слабые стороны сотрудников в совместной деятельности;
Уважение к сотрудникам; творческий энтузиазм; развитое чувство времени и равновесия; четкое осознание целей;
Не больше чем у обыкновенного человека с точки зрения умственных и творческих способностей
3. Критик
Энергичный очень нервозный
определяет направления к достижению цели команды; способен формулировать четко цели деятельности; способен определять приоритеты в работе и добиваться их достижения совместной деятельностью;
Желание и готовность бросить вызов бездеятельнос-ти, самодовольству
самообману; увлеченность работой; ориентирован на результат;
Легко раздражителен, нетерпелив в достижении
результат
4.Мозговой центр
Индивидуалис-тичен, независим от мнения других, серьезен;
ориентирован на инновации в совместной деятельности
Развитое воображение; созидатель; одаренность, интеллект, знания
Не практичен "летает в облаках", склонен не замечать частности в работе;
5. Политик
Экстраверт, энтузиаст; любопытный, коммуникабель-ный;
ориентирован на достижение согласия сторон в совместной деятельности; занят поиском идей, новой информации за пределами команды;
"Открытая" личность; творческая направленность выраженная положительная реакция на проблему;
Склонен терять интерес к проблеме по мере исчезновения увлеченности ею; способен обеспечивать поддержку реализации своих идей
6. Контролер
Благоразумие, беспристрастен;
анализирует проблемы; оценивает идеи; рекомендует возможный порядок разрешения проблемы;
Объективен; способен видеть сложность проблемы; рассудителен;
Страдает критиканством, серьезностью; скучен; слабо способен к стимулиро-ванию других через работу;
7. Коммуникатор
Социальноориентирован; мягкий; чувствителен;
ориентирован на сохранение и развитие "духа коллективизма"; совершенствует систему коммуникаций в организации;
Полезность; гибкость; популярность; ярко выраженное умение слушать;
Нерешителен в критический момент; не умеет спорить, доказывать свою правоту;
8.Детерминатор
Аккуратен; внимателен, добросовестен;
ищет и анализирует элементы, требующие повышенного внимания; ориентирован на достижение социальной справедливости.
Способен к детальному расследованию факторов повышения эффективности труда; умение доводить дело до конца.
Мелочность; стремление все "держать в своих руках".
В приложении 2 приведена анкета Белбина, по которой проводился опрос среди работников предприятия. Проведенное анкетирование (Приложение 3) позволило сделать следующие выводы: среди исследуемого персонала выделились следующие роли (рис.1).
Рис. 1. Распределение групповых ролей
Таким образом, мы получили, что в данном коллективе есть представители 6 из 8 групп.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп.
Таблица 2 Сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп персонала
Возрастная группа
"+" поведения
"-" поведения
сотрудники 17-23 лет (рассматриваются те, кто начал работать сразу после школы или учится на вечернем отделении);
Потребность в достижении;
отсутствие ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке
Ориентация на игру;
потребность привлекать к себе внимание; много действий совершается в свободных времяпрепровождениях
24-35 лет (молодые специалисты);
стремление оказывать помощь; группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей
Потребность привлекать к себе внимание; потребность в разнообразии
36-50 лет (зрелые специалисты);
Потребность в порядке;
потребность в достижении; потребность в социальных контактах;
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими
51 год и более (сотрудники предпенсионного возраста, не имеющие реальной возможности получить место).
Потребность в порядке; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке
Рассмотрим их более подробно.
Потребность в достижении – значимые показатели выявлены в зависимости от социометрического статуса и принятия взаимопомощи. Таким образом, можно говорить о том, что группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей.
Потребность привлекать к себе внимание – на потребность быть в центре внимания, как мы можем увидеть, имеет влияние стаж и возрастная категория. Можно говорить о том, что чем ниже стаж, и, следовательно, возрастная категория, тем выше потребность быть в центре внимания.
Потребность в порядке – зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем больше желание запланированности, порядка.
Ориентация на игру – возникает при принятии взаимопомощи, стремлении оказывать помощь, много действий совершается в свободных времяпрепровождениях.
Потребность в поддержке – свидетельствует об отсутствии ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке характера для более авторитетных людей.
Потребность в социальных контактах свидетельствует о большой степени доверительных отношений и связей с коллегами и не зависит от стажа, возраста, социометрического статуса.
Потребность ставить себе сложные цели и достигать их, характерна для людей с более высоким стажем работы.
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими не выражена в данных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе. Потребность в разнообразии особенно сильно выражается у людей с более высоким разрядом, большим стажем и возрастной категории. Можно увидеть взаимосвязь возраста, стажа и готовности к переменам. Чем выше данные характеристики, тем большую готовность к переменам мы можем увидеть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11