Рефераты. Коллективная форма организации оплаты труда, осбенности ее использования и развития на примере ОАО А...

Организация рабочего места, заключается в соответствующем его оснащении и планировке.

Под оснащением рабочего места понимается обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно со­здать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Конкретные виды оснащения, которые могут быть самыми раз­нообразными, должны соответствовать особенностям каждого ра­бочего места и обеспечивать рациональное использование рабоче­го времени, экономию физиологических усилий, безопасность труда, комфортность и эффективность работы.

Типичными основными видами оснащения являются следующие;

• основное технологическое оборудование, которое предназна­чено для выполнения основной работы на данном рабочем месте. Это могут быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейер­ные линии, счетная и вычислительная техника, персональные ком­пьютеры, печатно-множительная техника, пульты управления и т.п. Возможно и такое основное технологическое оборудование, которое совпадает с понятием рабочего места - это относится к индивидуальным подвижным средствам: автомобилям, комбай­нам, троллейбусам и т.д.;

• вспомогательное оборудование - индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры, тележки, рольганги, склизы для перемещения материалов и др.;

• технологическая оснастка - рабочие и мерительные инстру­менты, приспособления, запасные части, канцелярские принад­лежности для служащих, сменные принадлежности типа картрид­жей и т.п. для печатно-множительной техники;

• рабочая документация и специальная литература - инструк­ции, технологические карты, правила техники безопасности, кар­тотеки, дела, справочники, пособия и др.;

• организационная оснастка, к которой относятся рабочая ме­бель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, стеллажи, полки), часы, средства для размещения технологической оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспо­собления типа подставок, приставок к столам, подлокотников, под­ножных решеток, упоров. Специфической разновидностью орга­низационной оснастки будут строительные леса, которые возво­дятся на сооружаемых или ремонтируемых объектах для доступа строителей к своим рабочим местам;

• средства безопасности - ограждения, экраны, средства инди­видуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, специальные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяжная вен­тиляция, предупреждающие об опасности надписи, графика, и др.;

• средства освещения (общего для всего помещения и местно­го для рабочей поверхности или пространства);

• средства связи с другими рабочими местами и с местом ру­ководителя;

•средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые, ком­бинированные) о неисправностях, аварийных ситуациях и т.п.;

•рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, гото­вых изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны, емкос­ти для жидких веществ, коробки, ящики);

• средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата - нагнетательная вентиляция, отопление;

• предметы эстетизации производственного интерьера (пор­тьеры, занавеси, жалюзи, цветочницы, произведения декоративно-прикладного искусства, коврики, дорожки и др.);

• хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабо­чим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.).

Могут быть и другие виды оснащения.

Задачи научной организации труда состоят в формулировании требований к комплексности оснащения, чтобы не были упущены такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание необ­ходимых условий труда. НОТ предъявляет также требования к ка­честву каждого из элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к антропометрическим, физическим и психи­ческим характеристикам человека.

Планировка рабочих мест как составная часть их организа­ции является чисто организационной задачей. Различают плани­ровку внешнюю и внутреннюю.

Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в под­разделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, на­чальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам.

Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную ком­поновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутрен­ней планировке решаются следующие задачи:

•   обеспечение наименьших затрат рабочего времени на вы­полнение работ, которые закреплены за рабочим местом;

• минимизация физиологических усилий и нервно-психичес­кой напряженности работника;

• удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;

• хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудо­вания, приборов, механизмов;

• оптимизация маршрутов передвижения работника по рабоче­му месту;

• рационализация рабочей позы (положения) работника;

• создание благоприятных условий труда;

• безопасность труда.

При планировке должна учитываться возможность ее сравни­тельно быстрого и легкого изменения, обеспечиваться удобство демонтажа оборудования. Это важно в условиях быстрого мораль­ного устаревания техники и технологии, когда требования рынка диктуют необходимость переориентации производства или резко­го увеличения его производительности.

Совершенствование организации рабочих мест достигается пе­риодической их аттестацией, т.е. комплексной проверкой на соот­ветствие техническим, экономическим, организационным и соци­альным требованиям, с последующей рационализацией, если того требуют материалы аттестации.

·                   Организация обслуживания рабочих мест. Она предпола­гает решение следующих взаимосвязанных групп вопросов:

1) установление видов обслуживания, в которых нуждается каждое рабочее место и его работник;

2) определение по каждому виду обслуживания физической нор­мы обслуживания, обоснование его объема в смену (месяц, год);

3) разработку регламента обслуживания, т.е. его графика с указа­нием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

4) персонификацию обслуживания, то есть закрепления видов обслуживания за определенными исполнителями или подразде­лениями.

Существуют разные системы организации обслуживания ра­бочих мест, которые определяются степенью централизации и спе­циализации вспомогательных работ. Среди них: децентрализован­ная, централизованная и смешанная системы.

При децентрализованной системе функции обслуживания вы­полняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, имеющими­ся в каждом подразделении. Такая система, как правило, далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений со­стоят в том, что руководитель подразделения имеет в своем непо­средственном подчинении вспомогательных работников - это удобно для такого руководителя.

Недостатки децентрализованной системы обслуживания рабо­чих мест состоят в том, что вспомогательный персонал использу­ется с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых работников-специалистов.

Во-вторых, при децентрализованной системе обслуживания довольно трудно обеспечивать нормальную и стабильную заня­тость всех вспомогательных работников.

Централизованная система обслуживания создает возможнос­ти для организации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на вы­полнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, мож­но создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ.

Повышается возможность маневрирования персоналом, улуч­шаются внутрипроизводственное планирование работ по обслу­живанию, качество обслуживания, его надежность, своевремен­ность, экономичность.

Но централизованная система обслуживания требует высокой организации труда и производства. Если же этого нет, то преиму­щества централизации функций обслуживания могут быть пере­крыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслужи­вания, невыполнением в срок заказанных работ.

Смешанная система обслуживания заключается в том, что одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть - децентрализованно. В смешанной системе обслужи­вания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмот­ренных систем. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест.

На предприятиях различают также формы организации обслу­живания рабочих мест. Ими могут быть дежурное, планово-пре­дупредительное и стандартное обслуживание.

Дежурное обслуживание - это обслуживание по вызову, его ор­ганизуют как правило в условиях единичного и мелкосерийного производства. Такая организация обслуживания не всегда гаран­тирует его своевременность, допускает возможность остановок производственного процесса, непроизводительных потерь рабоче­го времени, но отличается относительной простотой.

Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто применяется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслу­живание, характеризуется четким ритмом работы служб обслужи­вания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоевременности обслуживания.

Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации об­служивания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентиро­ванном порядке по стандартным расписаниям. Эту форму органи­зации обслуживания называют стандартной еще и потому, что она включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.

В стандартах предприятия организация обслуживания каждого рабочего места представляется всеми ее четырьмя компонентами:

видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания.

·                   Приемы и методы труда. Результат процесса труда в зна­чительной степени зависит от совершенства применяемых при­емов и методов труда. Индивидуальная производительность тру­да отдельных работников иногда превосходит в два и большее число раз производительность труда основной массы работаю­щих на аналогичных работах, и происходит это, главным обра­зом, за счет искусного владения применяемой техникой, наибо­лее целесообразного использования движений, действий, при­емов и методов труда.

Для поддержания организации труда на высоком уровне боль­шое значение имеют выявление и использование рациональных приемов и методов труда, изучение опыта лучших работников, его

научный анализ и обобщение, разработка и проектирование со­вершенных способов выполнения производственных заданий.

Приемы и методы труда могут считаться лучшими, если работ­ники, их применяющие, имеют устойчивые результаты труда при высокой его производительности, достаточном качестве продук­ции, рациональном использовании оборудования, экономном рас­ходовании сырья, материалов, инструментов, энергии, при опти­мальной интенсивности труда.

Экономия времени за счет применения более совершенных приемов и методов труда не единственный критерий эффективно­сти: для предприятия имеет экономический смысл не всякая эко­номия времени на выполнении операции, а лишь экономия, кото­рая не идет в ущерб качеству выпускаемой продукции. Необходи­мо учитывать также улучшение использования оборудования, экономию затрат сырья, материалов, поддержание уровня интен­сивности труда в пределах физиологически обоснованной нормы. Только такая рационализация трудового процесса может быть при­знана эффективной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.