Концепция, предложенная японскими специалистами, является более обоснованной. Предусмотренный ею подход, который можно назвать «управленческим», позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество.
Весьма важным является и то, что японская модель согласуется с содержанием стандартов ИСО 9001, регламентирующих требования к видам деятельности в рамках системы качества. Поэтому «управленческое» направление определения затрат на обеспечение качества нуждается в дальнейшем развитии.
Рис. 1 - Классификация затрат на обеспечение качества по А. Фейгенбауму
Рис. 2 - Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества
2.1 Характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Металлист» на сегодняшний день является одним из крупнейших специализированных предприятий России по производству запасных частей для горно-обогатительных и металлургических предприятий.
Основными видами деятельности ОАО «Металлист» являются:
· производство отливок из черных и цветных металлов;
· изготовление запасных частей для горно-металлургического оборудования;
· изготовление поковок и металлоконструкций;
· ремонт горно-обогатительного оборудования.
Номенклатура продукции, которая производится и реализуется ОАО «Металлист», включает:
· Запасные части для дробилок: брони конусов, диски, втулки, плиты, молотки, патрубки, кольца, вкладыши, клинья, била, др.
· Запасные части для мельниц: решетки, футеровки, секторы, лифтеры, брони, сегменты, клинья, черпаки, др.
· Запасные части для экскаваторов: втулки, зубья, напорные механизмы, ходовые тележки, шайбы, муфты, стенки, звенья, пяты и днища ковша, буферы, амортизаторы, шайбы, коронки, др.
· Запасные части для бульдозеров: наконечники, ножи, втулки, др.
· Запасные части для буровых станков: вкладыши, подшипники, колодки, др.
· Запасные части для грунтовых насосов: корпуса, крышки, втулки, конусы, диски, др.
· Запасные части для погрузчиков, рыхлителей, кранов, буровых установок, пластинчатых конвейеров, электровозов, подъемных бункеров, агломашин, драг, кранов, дисковых истирателей, узлов крупного дробления, тис, скреперов.
Предприятие поставляет продукцию в Северо-западный, Северный, Центральный, Восточно-Сибирский районы России, на Урал и страны ближнего зарубежья.
Основными клиентами ОАО «Металлист» являются крупные горнорудные и металлургические предприятия, такие как ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Оленегорский ГОК», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Коршуновский ГОК», РАО «Норильский никель», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Сорский ГОК», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Кузбассразрезуголь» и т.д.
ОАО «Металлист» является участником международной программы «Партнерство ради прогресса» и вошло в состав ведущих предприятий, имеющих статус «Лидер российской экономики» и удостоено награды «Золотой Меркурий».
В 2003г. ОАО «Металлист» был выдан сертификат компании TUV CERT, подтверждающий соответствие Системы менеджмента качества ОАО «Металлист» Международному стандарту ISO 9001:2000. Действие Системы менеджмента качества в настоящее время распространяется на производство отливок, запасных частей и металлоконструкций из черных и цветных металлов для горной и металлургической промышленности. В дальнейшем, ОАО «Металлист» планирует расширить область применения Системы менеджмента качества за счет развития направления, связанного с машиностроительной отраслью.
В настоящий момент на ОАО «Металлист» осуществляется модернизация и расширение существующего производства отливок. Предприятием закуплен комплекс высокотехнологичного оборудования для производства литейных форм и стержней итальянской фирмы «IMF». В скором времени модернизацией будут затронуты технологические процессы, связанные с выплавкой стали и термической обработкой отливок.
Основным приоритетом в работе ОАО «Металлист» является высокое качество выпускаемой продукции с одновременным проведением гибкой ценовой политики, что позволяет быть конкурентоспособным на российском рынке.
2.2 Система управления качеством на Предприятии
Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:
· Разработка системы качества, т.е. – определение структур, входящих в систему качества, их функций и методов работ. При этом для создания систем качества, отвечающей современному уровню на нашем заводе используются рекомендации Международных стандартов ИСО серии 9000, а точнее 9001:2000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах.
· Этап внедрения системы качества, в течение которого проводятся внутренние проверки (аудиты) Системы менеджмента качества и, - ее доработка по результатам аудита.
· Завершающим этапом можно считать сертификацию Системы менеджмента качества на соответствие стандарта ИСО 9001:2000. ОАО «Металлист» благополучно прошел сертификацию в 2003 году, которая проводилась Немецкими органами по сертификации TUV CERT. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепило позиции нашего предприятия на рынках сбыта, так как дало заказчикам дополнительную уверенность в возможностях ОАО «Металлист» стабильно обеспечивать требуемый уровень качества продукции.
Сертификация Систем менеджмента качества – это независимая оценка, проводимая для подтверждения наличия и функционирования СМК в соответствие с требованиями стандарта.
После внедрения Системы менеджмента качества группа аудиторов, назначенная приказом Генерального директора, проводят плановые внутренние проверки каждый месяц, в соответствии с графиком их проведения, для поддержания, эффективного функционирования и совершенствования системы. После сертификации Системы менеджмента качества на заводе каждый год организовываются инспекторские проверки с целью подтверждения выданного сертификата.
Поскольку обязательная сертификация в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» имеет цель – подтверждение соответствия товара обязательным требованиям стандарта по безопасности, то важно знать, в какой степени ответственность за качество продукции, прошедшей обязательную сертификацию на безопасность, возлагается на организацию по сертификации и в какой степени она остается за изготовителем.
Во всех подразделениях предприятия, включаемых в СМК, на регулярной основе проводятся внутренние аудиты СМК. Периодичность проведения внутренних аудитов устанавливается в графиках внутренних аудитов, при составлении которых учитывается важность процессов деятельности подразделений в достижении целей и задач предприятия в области качества, а также результаты предыдущих аудитов. В дополнении к плановым аудитам СМК при существенных изменениях в структуре, реорганизации процессов деятельности предприятия (др. основаниям) проводятся внеплановые внутренние аудиты.
Аудиты проводятся внутренними аудиторами, компетентность которого соответствует установленным на предприятии требованиям к знаниям, умениям и навыкам аудиторов СМК. Внутренние аудиторы проходят обучение с целью повышения уровня их профессиональной подготовки и компетентности в области управления качеством.
По результатам аудитов оформляются отчеты; выявленные в ходе аудитов фактические и потенциальные несоответствия в СМК предприятия регистрируются. Для устранения выявленных несоответствий осуществляются корректирующие и (или) предупреждающие действия, проводится оценка результативности выполнения корректирующих и (или) предупреждающих действий. Результаты анализа причин несоответствий, выполненные по их устранению корректирующие и (или) предупреждающие действия и результаты оценки результативности выполненных действий документируются.
В соответствии с процессным подходом деятельность ОАО «Металлист» по изготовлению продукции представляется в виде совокупности взаимодействующих процессов – последовательных отдельных операций, направленных на получение требуемого результата деятельности. Основными процессами деятельности предприятия являются:
· Продажа продукции и обслуживание клиентов – все виды деятельности по привлечению клиентов, получению и рассмотрению заявок от клиентов, передаче заданий на производство продукции, рассмотрению и урегулированию рекламаций клиентов.
· Технологическая подготовка производства – все виды деятельности по разработке технической документации на производимую продукцию, изготовлению и оценке опытных образцов изделий, совершенствованию существующих технологических процессов.
· Производство продукции – все виды деятельности по диспетчеризации производства, изготовлению продукции, передаче на контроль качества и хранению продукции на складе до отгрузки потребителям.
· Доставка продукции клиентам – все виды деятельности по поставке готовой продукции клиентам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15