Продажа газа производится оптом и в розницу, наличным и безналичным расчетом (по топливным талонам, электронным картам). При оптовых закупках сжиженным газом цена обговаривается отдельно с каждым клиентом ООО «Волготрансгаз».
Потребители
В настоящее время большой процент автовладельцев перевели свое авто на газовое топливо и количество автомобилей, где в качестве моторного топлива используется газ, постоянно растет. В связи с этим появляется необходимость в автозаправочных станциях, оснащенных газовым топливом.
Администрация города своевременно откликнулась на проблему автовладельцев, использующих газ в качестве топлива, поэтому заправки оснащаются дополнительным оборудованием, позволяющим без проблем заправить свой автомобиль в любой части города альтернативным топливом. На многопрофильных заправках появилась возможность заправляться несколькими видами топлива, а газовые заправки стали более распространенным явлением, поэтому пользоваться ГБО стало намного удобнее.
На данное время газовые заправки присутствуют в достаточном количестве, чтобы это не послужило для автовладельцев, стремящихся установить ГБО препятствием для перехода на газовое топливо.
По словам эксперта Центра безопасности дорожного движения Александра Тихомирова, каждый год количество автомобилей, переоборудованных под газовое топливо, растет на 10%. Чаще всего, переход на газовое оборудование связан с желанием сэкономить: расходы на топливо могут сократиться до 60%.
Активнее всего свои автопарки переводят на газ частные компании: «АЛТЭКС — Группа компаний», «Белый медведь НН», ВКТ, ПКФ «Гармония», «Каравай», «Штофф», «Сладкая жизнь», ТД «Медведь», «Аптека-Холдинг», «БИ-ЭС НН», «ЗМЗ-Транссервис», «Борторг» и другие. Серьезная мотивация для руководителей компаний — пятидесятипроцентная экономия на транспортном налоге: согласно закону «О транспортном налоге», ИП и организации, переводящие свой транспорт на газ, платят лишь половину причитающегося транспортного налога. По словам экспертов, переход на газ — это еще и защита от воровства топлива своими же сотрудниками: в отличие от бензина, газ нельзя «слить», а воровать баллоны никто не решится. Кроме того, увеличивается запас хода автомобиля: кончился газ — можно переключиться на бензин. Это особенно актуально для дальних перевозок товара — в Москву, на юг. Участники рынка отмечают, что при использовании газа периодичность замены масла увеличивается в 1,8 раза, срок службы свечей возрастает в 1,5 раза, а токсичность выхлопных газов снижается почти в двое.
«Среди частных клиентов газовых заправок встречаются и владельцы дорогих иномарок стоимостью выше $50 тыс.», — отмечает генеральный директор ООО «Ока-Пропан-НН» Алексей Исмагилов. Эти автолюбители переводят авто на газ не из-за экономии, а из-за недостатка качественного бензина АИ-95 в Нижнем Новгороде. «На многих заправках АИ-95 готовится с помощью присадок, которые портят двигатель. Газ подделать намного сложнее, это более чистый и надежный продукт», — поясняет г-н Исмагилов.
Конкуренты
Самым крупным игроком на рынке газовых заправок остается компания «Ока-Пропан-НН» — сегодня она занимает чуть меньше половины рынка, владея семью заправками в Нижнем Новгороде и тринадцатью — в области. Остальную часть делят «Реал-Инвест» и «Газэнерго», у которых по пять заправок, «Газэнергосеть-НН» (четыре заправки), ИП Макашов и «ПБ-Поволжье» (по три заправки), а также несколько игроков рынка, владеющих одной заправкой. По мнению экспертов, ситуация в ближайшие годы может в корне измениться: на рынок выходят крупные игроки: «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» и «Лукойл-Волганефтепродукт». Анна Ясечко, начальник отдела контроля естественных монополий ФАС по Нижегородской области: «Если еще в 2007 г. доля «Ока-Пропан» составляла 53,6% рынка, то сегодня она сократилась до 47,3%. Тенденция продолжится».
«Газпром Трансгаз Нижний Новгород» уже построил две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). По словам заместителя генерального директора по компрессорным станциям компании Рината Давлетбаева, «Газпром Трансгаз» разработал программу развития газовых метановых заправок до 2015 г., согласно которой в Нижегородской области появится еще 21 АГНКС, из которых пять — в областном центре. «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» — единственная компания, специализирующаяся на разработке технологии работы метановых заправок. Их строительство, по оценкам экспертов, обходится в 10 раз дороже, чем пропанобутановых, но в долгосрочной перспективе метан гораздо перспективнее. Николай Халабуда: «Запасы нефти на земле ограничены, пропан-бутан — продукт переработки нефти, а природный газ от нее не зависит». Окупаются метановые заправки на три года дольше газовых, но в дальнейшем более рентабельны.
Другое подразделение «Газпрома» компания «Газэнергосеть-НН» специализируется на пропанобутановых заправках и уже в 2009 г. введет в эксплуатацию семь АГЗС на территории области: в райцентрах Красные Баки, Княгинино, Городец, Выкса, Шахунья, Тонкино. Дальнейшие планы развития компания не озвучивает.
Потеснить главного игрока рынка — «Ока-Пропан» — собираются и в «Лукойл-Волганефтепродукте». Начальник отдела маркетинга и рекламы компании Алексей Скотников считает, что «Лукойл» в течение нескольких лет сможет занять до 30% рынка, построив более 30 заправок, на которых можно будет заправлять автомобили газовым топливом. Причем шесть станций будут сданы в эксплуатацию в 2009 г., а четыре — уже в 2008 г. (в Дзержинске, на федеральной трассе М7 и в поселке Работки, одна уже построена на окраине Павлово). Конек нефтяного гиганта — мультитопливные заправки (МАЗС), которые предлагают клиентам сразу несколько видов топлива: бензин, дизельное топливо и газ. По словам Алексея Скотникова, мультитопливные заправки за счет эффекта синергии более выгодны: привлекая автолюбителей, использующих бензин и дизель, они привлекают и потенциального газового клиента. По подсчетам экспертов, если газовая заправка в месяц приносит 500 тыс. руб. прибыли, то мультитопливная — в четыре раза больше.
Две мультитопливные заправки построил и «Ока-Пропан» — на улице Зайцева и в Дзержинске, но этим компания и ограничилась. Лев Тарабарин: «Газ — стратегическое топливо, он не должен быть «довеском» к бензину и дизелю». Однако Алексей Скотников считает, что дело не в позиционировании топлива, а в том, что «Ока-Пропан», как и другие компании, просто испытывает проблемы с поиском земли под АЗГС и МАЗС: «В Нижнем Новгороде сложно найти место для строительства газовых заправок, закон предъявляет жесткие требования к архитектуре, пожарной безопасности и т.д. У «Лукойла» есть большое преимущество — мультитопливные заправки мы строим на базе сети своих бензиновых заправок. «Ока-Пропан» и другие газ покупают, а мы имеем собственный».
Обостряющаяся конкуренция не мешает компаниям активно сотрудничать. Лев Тарабарин: «Мы покупаем газ у крупных игроков, в то же время являясь перевозчиками их продукции». В условиях нечистоплотной конкуренции участники рынка действуют сообща. В начале 2008 г. некоторые поставщики беспричинно «задрали» цену на газ, и компаниям пришлось, объединившись, временно бойкотировать сделки. После этой акции поставщики были вынуждены снизить цены до прежнего уровня.
Экономические факторы
Не взирая на все мировые экономические трудности, ООО «Ока-Пропан-НН» стабильно «стоит на ногах» и, с уверенностью смотрит в будущее. «Никакой кризис нам не страшен!», - твердо заявляет директор предприятия. В настоящее время по показателям розничной продажи сжиженного газа компания - лучшая в России! И это непросто высокие слова! Шутка ли, реализовывать 240 контейнеров в месяц!
Рынок газовых заправок за последние несколько лет вырос в 10 раз. Автомобилисты и частные компании активно переводят автомобили на дешевое и быстроокупаемое газобаллонное оборудование (ГБО). Коммерческие компании за счет перехода на газ минимизируют транспортные расходы, а владельцы дорогих иномарок устанавливают ГБО из-за нехватки качественного бензина. В условиях глобального мирового финансового кризиса каждому руководителю предприятия, а особенно занимающихся грузоперевозками, приходиться задумываться, как сэкономить на горючем для своего автопарка. В этом случае, использование «голубого топлива» является экономически выгодным. Ведь, повторимся, стоимость литра бензина сегодня в 2-2,5 раза превышает стоимость сжиженного газа. А, как известно, затраты на ГСМ – это одна из основных статей затрат при ценообразовании выпускаемой продукции. Экономите на ГСМ, соответственно, снижаете себестоимость. Снижаете себестоимость – увеличиваете прибыль – это основная формула успеха вашего бизнеса!
ООО «Ока-Пропан-НН» имеет хорошо развитую инфраструктуру - охвачена практически полностью федеральная трасса. Так выехав, например, в Москву, вы сможете без проблем на всем протяжении пути пользоваться заправками компании, получая при этом привычное качество по таким же низким ценам. В будущем году «Ока-Пропан-НН» собирается значительно расширить географию своих заправок, а также увеличить не только сеть розничных продаж, но и оптовые поставки сжиженного газа в наш регион.
Политические факторы
Правительство разработает ряд законов для рынка газовых АЗС
Эксперты отмечают, что даже в условиях растущей конкуренции газовый рынок остается более цивилизованным, чем бензиновый, несмотря на практически полное отсутствие законодательной базы. Сейчас деятельность газовых заправок регулирует единственный закон «О транспортном налоге». Правительство области разрабатывает проект закона «Об использовании газа в моторах», по которому должны появиться новые льготы для автовладельцев, устанавливающих на машины газовое оборудование. Ринат Давлетбаев: «Возможно, мы пойдем по пути Великобритании, где работает программа перехода на газовое топливо — использующий его автомобилист получает компенсацию до 75% расходов по переоснащению топливной системы». Эксперты предполагают, что власти будут стимулировать автопроизводителей создавать автомобили с газовым двигателем. Кстати, первый опыт у отечественных производителей уже имеется: недавно ВАЗ презентовал «Жигули» одиннадцатой модели, работающие на газу.
Николай Халабуда оценивает законодательные перспективы газового рынка так: «Закон разрабатывается уже много лет, и никакого результата. Во власти нефтяного лобби гораздо больше, чем газового». В первую очередь, по мнению эксперта, закон должен урегулировать механизм контроля качества устанавливаемого оборудования. Суть в том, что сейчас сотрудники ГИБДД проверяют водителей, которые переоборудовали автомобиль, а г-н Халабуда предлагает контролировать фирмы, занимающиеся установкой ГБО. Участники рынка уверены, что подобные законодательные изменения повысят популярность газа: количество автолюбителей, переходящих на это топливо, будет расти не на 10%, а на 50% в год.
Участники рынка уверены, что рынок газозаправок только входит в активную стадию развития. По данным Анны Ясечко, инвестсовет при губернаторе Нижегородской области выделил более 10 земельных участков для строительства новых АГЗС и МАЗС. «Ока-Пропан-НН» планирует купить заправки в Германии, а недавно приобрел сеть газовых заправок в одной из соседних областей, «Лукойл-Волганефтепродукт» также собирается зайти в соседние регионы. В то же время на нижегородский рынок нацелились и местные компании из соседних областей — эксперты не исключают встречной экспансии.
Социально-культурные факторы
Автолюбители идут на установку газобаллонного оборудования, чтобы сэкономить на топливе – газ, в среднем, в два раза дешевле бензина. Проведем некоторые расчеты. На момент написания материала средняя цена 1 л 92-го бензина составляла 19 руб. За 1 л автомобильного газа платят 8,5 руб. Возьмем теперь «среднестатистическую» машину, расходующую 12 л бензина на 100 км. Газа она «съест» больше – примерно 15 л. Таким образом, за 100 км пути на 92-м бензине придется заплатить 190 руб., а на газе – 127,5 руб. В итоге получаем экономию: 62,5 руб. на 100 км пробега. Если вы ездите много – выгода очевидна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7