Рефераты. Исследования в современном менеджменте

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.


1.6 Объект и предмет исследования


Объект исследования в общем случае — это

- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе ее функционирования (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия системы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

-внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассматриваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

-ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),

-организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура),

-результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды:

-микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

-макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних структур, изменения в других странах,влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

-взаимосвязанность факторов внешней среды,

-уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

-сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

-подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

-неопределенность — функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.


1.7 Виды и характеристики исследований


Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.

Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:

- фундаментальные и прикладные;

- количественные и качественные;

- уникальные и комплексные.

Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.


Табл.1.1.

Участие персонала

Организованность

Цель исследования

Степень

научности

(методологическое обеспечение)

Информационное

обеспечение

Ресурсы

Время

Индивидуальное

Спонтанное

Практическая

Эмпирическое,

прагматическое

На основе

внутренней информации

Незначительные

Непродолжительное

Коллективное

Организованное

Научно-

практическая

(образовательная)

Привлечение

научного

аппарата

Концептуальное информационное

обеспечение

Значительные

Продолжительное


Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.

Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:

• специалисты в области системного анализа — руководители группы и будущие руководители проектов;

• инженеры по организации производства;

• экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;

• специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

• психологи и социологи.

По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).

Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию.

Разновидностью разведывательного социологического исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к тому же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе специалисты).

Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:

• методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

• организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;

•  ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

•  объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и

•  предмет исследования (конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования);

• тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;

• потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

• результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;

•эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.

1.8 Основные составляющие исследования


В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

1)    сбор информации и выявление проблем;

2)    определение конкретного объекта и предмета исследования;

3)    постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;

4)    определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.