Рефераты. Исследования в современном менеджменте

-насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?

Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.

При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:

-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;

-разнообразие и качество ассортимента товаров;

-рыночная демография;

-рыночные исследования и разработки;

-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара.

Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется

-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;

-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;

-система мотивации работников;

-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить

-неформальную структуру организации;

-систему общения и поведения работников;

-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;

-положение предприятия по сравнению с другими организациями;

-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.

Анализ внешней среды позволяет

-своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,

-разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,

-разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.

При анализе экономических факторов рассматриваются

-темпы инфляции (дефляции),

-налоговые ставки,

-международный платежный баланс,

-уровень занятости населения,

-платежеспособность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:

-соглашения по тарифам и торговле между странами;

-протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран;

-нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,

-уровни развития правового регулирования экономики,

-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,

-кредитную политику властей и т.д.

Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:

-демографические условия деятельности предприятия,

-уровень доходов населения и их распределение,

-жизненные циклы различных товаров и услуг,

-уровень конкуренции,

-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

При анализе социальных факторов учитывают:

-обостренные национальные чувства,

-отношение основной массы населения к предпринимательству,

-развитие движения в защиту прав потребителей,

-изменение общественных ценностей,

-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:

-изменения в технологии производства,

- изменения в конструкционных материалах,

-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,

- использование компьютеров в управлении,

-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

• анализ будущих целей конкурентов;

• оценка их текущей стратегии;

• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:

-политика правительств других стран в области внешней торговли,

-направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,

-уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:

-какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации;

-какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;

-какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.

Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации — это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации.

Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление.

2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.

3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.

4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.


1.3 Менеджер исследовательского типа


Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем его особенность?

С практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

• иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;

• обладать знаниями современных методов и техники управления;

• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;

• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления – это, прежде всего, потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа.

Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:

1) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

2) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.

3) Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

4) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

5) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

6) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.

7) Способность к имитации функций различных членов коллектива.

8) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

9) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

10) Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

11) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

12) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

13) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе, и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.


1.4 Сущность исследования


Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.

В философском словаре дается определение:

«Исследование, характерный для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].

В энциклопедическом социологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:

«Исследование – вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.» [Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]

В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.