-насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?
Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:
-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
-разнообразие и качество ассортимента товаров;
-рыночная демография;
-рыночные исследования и разработки;
-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара.
Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется
-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;
-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
-система мотивации работников;
-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить
-неформальную структуру организации;
-систему общения и поведения работников;
-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;
-положение предприятия по сравнению с другими организациями;
-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет
-своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
-разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,
-разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.
При анализе экономических факторов рассматриваются
-темпы инфляции (дефляции),
-налоговые ставки,
-международный платежный баланс,
-уровень занятости населения,
-платежеспособность предприятий.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:
-соглашения по тарифам и торговле между странами;
-протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран;
-нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,
-уровни развития правового регулирования экономики,
-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
-кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:
-демографические условия деятельности предприятия,
-уровень доходов населения и их распределение,
-жизненные циклы различных товаров и услуг,
-уровень конкуренции,
-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают:
-обостренные национальные чувства,
-отношение основной массы населения к предпринимательству,
-развитие движения в защиту прав потребителей,
-изменение общественных ценностей,
-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:
-изменения в технологии производства,
- изменения в конструкционных материалах,
-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,
- использование компьютеров в управлении,
-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:
• анализ будущих целей конкурентов;
• оценка их текущей стратегии;
• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:
-политика правительств других стран в области внешней торговли,
-направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,
-уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:
-какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации;
-какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
-какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.
Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации — это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации.
Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.
Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:
1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление.
2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.
4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.
1.3 Менеджер исследовательского типа
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем его особенность?
С практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
• иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;
• обладать знаниями современных методов и техники управления;
• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.
Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления – это, прежде всего, потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа.
Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:
1) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
2) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
3) Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
4) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
5) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
6) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
7) Способность к имитации функций различных членов коллектива.
8) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
9) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
10) Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
11) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
12) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
13) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не каждое само по себе, и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.
1.4 Сущность исследования
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.
В философском словаре дается определение:
«Исследование, характерный для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].
В энциклопедическом социологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:
«Исследование – вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.» [Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]
В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6