Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, определить особенности и тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые знания в теории и на практике.
Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).
Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний. Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить.
Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.
Многие считают, что исследования – это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть,
- где находятся резервы?
- что мешает развитию?
- чего надо опасаться?
- что надо поддерживат?.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» через его основные признаки:
Исследование – это вид деятельности человека, включающий:
а) фиксацию целей исследования (имеющихся проблем);
б) выбор подходящих средств познания (методов исследования);
в) распознавание проблем и ситуаций с помощью выбранных методов исследования;
г) определение происхождения проблем и ситуаций (причин);
д) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития объектов исследования;
е) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
ж) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Обобщая выше сказанное сформулируем окончательное определение искомого понятия.
Исследование – это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных стандартизированных методов с целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.
Исследование – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
В практике управления широко используется понятие исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в т.ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.).
Главным методом при этом является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий [Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982.].
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Что же чаще всего становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются функции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений, кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ», тема7).
Так, например, исследование систем управления включает исследование основных функций управления
- предвидение (прогнозирование),
- планирование,
- организовывание,
- координирование (регулирование),
- мотивирование (активизация, стимулирование),
- контролирование.
Основные функции являются основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие действия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системы управления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретных функций управления осуществляется на основе функционального процесса разделения и специализации труда.
Применительно к СУ функция управления
- это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели;
- это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.
Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей. Право принимать управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Виды управленческих работ – это основа разработки операций и процедур в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям).
Операция – это простой вид управленческих действий, а процедура - порядок осуществления этих действий.
Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируют управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и управленческих решений.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.
Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.
Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.
В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемых функций, но и их достаточность и качество их выполнения.
Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения).
Основными называют функции, которые необходимы для реализации главных функций.
Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
-полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;
-бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
-вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.
Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.
1.5 Цель исследования
В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:
• идеальное представление желаемого результата деятельности;
• идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
• осознаваемый руководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
• конечное состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
• то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;
Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и выраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ограничения по ресурсам (чем).
Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6