Рефераты. Исследование эффективности системы менеджмента качества ООО "Нефтегазинжиниринг"

-                     вложение инвестиций в развитие предприятия.

Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций.

Необходимо различать принципы управления качеством продукции:

-                     единство количества и качества продукции;

-                     эффективность качества;

-                     повышение уровня качества;

-                     системный подход к качеству;

-                     экономическое стимулирование;

-                     комплексность стандартизации и сертификации;

-                     создание систем управления качеством.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции [22, С. 178].

Разработка системы качества продукции состоит из следующих этапов:

-                     информационное совещание;

-                     принятие решения о создании системы качества;

-                     разработка плана – графика создания системы качества;

-                     определений функций и задач системы качества;

-                     определение структурных подразделений;

-                     разработка схем управления качеством;

-                     определение состава документации системы качества;

-                     разработка нормативной документации и «Руководства по качеству»;

-                     внедрение системы качества продукции;

-                     проверка, отладка и совершенствование системы качества.

В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, возникает проблема оценки качества и надежности выпускаемой продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно - технической документации, является сертификация. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Международная организация по стандартизации, ИСО, содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта неправительственная организация в настоящее время объединяет представителей из 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии.


1.2. Развитие концепции всеобщего менеджмента качества


Формирование представлений о качестве складывалось в течение длительного времени. Выделяют три основных этапа развития науки о качестве. Хронологически они разделены следующим образом: первый этап – с древних времён до середины ХIХ века; второй этап - с середины ХIХ века до начала ХХ века; третий этап – сначала ХХ века по настоящее время.

Вместе с развитием общества и материального производства на первых двух этапах происходит подготовка материальных и теоретических предпосылок для становления науки о качестве. Она обусловлена резко возросшей значимостью категорий качества продукции и работы как фактора интенсификации общественного производства.

С развитием технического прогресса менялся подход к контролю, анализу, оценке и управлению качеством. Если в 20-х годах нашего столетия проверка качества продукции проводилась на основании инспекций и испытаний, включающих сортировку, разбраковку и переделку, то в 40-е годы уже применялся пооперационный контроль качества, который позволил ещё на стадии изготовления продукции добиваться повышения качества, что, в свою очередь, привело к сокращению затрат на переделки, а следовательно, и на изготовление.

После окончания второй мировой войны контроль качества промышленной продукции получил дальнейшее развитие и вошёл как составляющий элемент в создаваемую на Западе систему управления качеством. Основные принципы системного подхода были сформулированы в руководстве по управлению качеством, опубликованном в 1951 году.

Методология системного управления качеством промышленной продукции получила развитие в середине 50-х годов в странах блока НАТО, где она использовалась для снижения цен на поставки оборудования и материалов при осуществлении военных проектов. Главным отличием системного подхода к управлению качеством от широко известного контроля качества производимой продукции являлось то, что контроль качества – это лишь служба инспекций и тестирования готовых продуктов, в то время как системный подход к управлению качеством являлся методологией предотвращения ошибок на самых ранних стадиях исполнения проекта, и контроль качества производимой продукции был одной из составных частей этой методологии.

В 1959 году министром обороны США был принят самый первый национальный стандарт по системам управления качеством, за этим в 1968 году последовало принятие единого стандарта по управлению качеством стран - членов НАТО.

В 60-е годы начали разрабатываться системы обеспечения качества на основе профилактики дефектов, как внутренних, так и внешних.

В 70 – 80-е годы возникают вопросы, связанные с экономическим аспектом качества. В этот период начали разрабатываться и внедряться методы и средства управления качеством, позволяющие снизить затраты на изготовление качественной продукции. Методы и средства управления качеством были изложены в международных стандартах ИСО серии 9000. методы и порядок надзора – в ИСО 10000. Таким образом, в 70 – 80-х годах происходит переход от обеспечения качества к управлению качеством.

В 80-е годы на первый план выходит разработка вопросов, связанных с экономическими аспектами управления качеством. В этот период было положено начало разработки и внедрения методов и средств системного подхода к управлению качеством, позволяющих снизить затраты на изготовление продукции.

В 90-е годы в менеджмент качества включается не только руководство деятельностью по управлению качеством, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности. Эти понятия связаны с понятием «всеобщий менеджмент качества».

Всеобщий менеджмент качества – это концепция, предусматривающее всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней, рациональном использовании материальных и людских ресурсов, а также технических возможностей.

Можно определить три основных составляющих такой концепции:

1.        участие каждого работника организации во внедрении качества и его влияние на мнение потребителя о качестве и общественную оценку;

2.        удовлетворение нужд не только внешних потребителей, но и внутренних;

3.        важная роль общественной оценке организации в успехе бизнеса.

Концепция всеобщего менеджмента качества базируется на восьми основополагающих принципах:

1.        ориентация на потребителя;

2.        руководство – это не только административная деятельность;

3.        вовлечённость исполнителей;

4.        процессный подход – чтобы достигнуть эффективных результатов, необходимо управлять ресурсами и деятельностью как взаимосвязанными процессами;

5.        системный подход к менеджменту – идентификация системы взаимосвязанных процессов, её понимание и управление ею для достижения поставленных целей;

6.        постоянное улучшение качества продукции – цель организации;

7.        реальный путь к принятию решений – эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и фактической информации;

8.        взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Как показывает опыт развитых стран, внедрение системы менеджмента качества позволяет значительно (более чем в 2 раза) снизить затраты на качество и увеличить прибыль. Всеобщий менеджмент качества – это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Во всех случаях целью всеобщего менеджмента качества является достижение более высокого качества продукции, работ и услуг.

В настоящее время в мировой практике уже сформировалась и реализуется следующая схема процесса управления качеством продукции (рис. 2).


Рис. 2 Схема процесса управления качеством продукции


Мировое сообщество выработало универсальные методы и средства, позволяющие в различных условиях добиваться успешного решения поставленных задач. Поэтому на сегодняшний день для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

К числу важнейших условий объективности оценки качества и эффективности системы управления качеством продукции относится достоверность испытаний. Любой вид испытаний предопределяет наличие необходимой нормативной базы, регулирующей параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения испытаний, а также обеспечение производства современным испытательным оборудованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.