К среднесрочным и долгосрочным целям структурной политики с учетом фактической структуры российской экономики можно отнести: а) потребительский комплекс: расширение специализированных производств потребительских товаров, развитие легкой промышленности (модернизация производства, освоение новых технологий и материалов, увеличение количества и многообразия товаров), жилищное и социально-культурное строительство (достижение приемлемого уровня обеспеченности жильем и социально- культурными объектами); б) науку и образование: развитие тех направлений, которые обеспечивают реализацию отраслевых приоритетов, а также проведение пер-
427 спективных исследований, подготовку кадров для новой структуры экономики: в) машиностроение: производство прогрессивных видов оборудования, электронной техники, средств автоматизации и связи, трансформация и перевод ряда технологий военного производства в гражданское: г) электроэнергетику: разработку и освоение новых источников энергии, экологически чистое ее производство: д) химию: производство новых синтетических материалов, заменяющих природное сырье или обладающих качественно новыми свойствами.
Сложившиеся реалии требуют изменения стратегии и методов реформирования экономики, перехода к курсу, обеспечивающему реформирование экономики с минимальными издержками - необходимо обратить особое внимание на производство, его стабилизацию и оживление в сочетании с мерами финансовой стабилизации, провести технологическое перевооружение и структурную перестройку производства. Основой экономической политики должно стать создание условий для инвестиций на макро- и микроуровне. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по восстановлению инвестиционного процесса в российской экономике.
В настоящее время актуальным является приостановление процесса деиндустриализации экономики, переориентация ее структуры на ресур- сосберегающие технологии и производства с высокой добавленной стоимостью, расширение за этот счет конкурентоспособного сектора промышленности, способного эффективно работать на конечного потребителя. Ошибочные представления о характере посттоталитарного монополизма привели к непродуманной промышленной политике. Предпринимаемые в промышленной сфере меры носили и носят до сих пор, скорее, спорадический, чем системный характер. Опыт российских экономических реформ свидетельствует в пользу положения о том, что реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, способны привести к утрате Россией имевшихся технологических позиций на мировой арене.
Эти обстоятельства обусловливают перемещение промышленной политики в экономических реформах на первый план. Сегодня в промышленности России насчитывается около 30 тысяч средних и мелких предприятий, крупных же типа концернов - лишь единицы. На долю последних приходится не более 12% общего объема промышленного производства В США лицо промышленности определяют 300- 400 крупнейших корпораций. Они выпускают около половины промышленной продукции. Именно с появлением корпоративного звена возникла столь необходимая для рыночной экономики устойчивость. "Ответственным" за это оказался не монетаризм, а совсем другой механизм, перекочевавший в
428 капиталистическую экономику из советской Это плановые методы управления производством
Но в отличие от СССР рыночная экономика "замкнула" план на среднем уровне, ограничив выход как на верхний (макроэкономический), так и на нижний (микроэкономический) уровень управления. В результате получилась достаточно эффективная конструкция. Корпорации, аккумулируя большой объем ресурсов и продукции, стали выступать в качестве своеобразных ретрансляторов сигналов макросистемы в параметры рыночного регулирования на уровне отдельных предприятий в сфере среднего и мелкого бизнеса.
Среднее звено в российской промышленности только начало формироваться в конце 80-х годов. Но этот процесс был приостановлен спонтанной либерализацией и приватизацией. Реформаторы так и не сумели правильно оценить его роль и место в общем механизме управления. В корпорациях они увидели лишь одну сторону, связанную с примитивным представлением о монополизме, а потом упустили другую возможность создания крупных промышленных структур, способных взять на себя решение задач согласования рыночных и плановых механизмов управления в рыночной экономике В результате принятый курс приватизации крупной промышленности привел к разукрупнению предприятий и объединений, разрыву технологических цепочек, что в конечном счете привело к снижению эффективности производства, особенно конкурентоспособности на мировом рынке.
На этом фоне вызывает замечания проводимая в России политика так называемой большой приватизации. Большинство намеченных к приватизации и уже приватизированных предприятий способны к эффективному функционированию только в рамках более крупных организационно-технологических образований. В течение ближайшего времени они будут испытывать серьезный недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства, перехода к выпуску новой продукции, переобучения персонала и т.д. Неизбежно столкновение между "ваучерными" собственниками и теми, кто вносил реальные деньги. Иначе говоря, приватизированные предприятия еще долго будет лихорадить. Мировой опыт показывает, что требуется три-четыре оборота прав собственности для того, чтобы активы нашли своего настоящего владельца.
Необходимо создавать современную рыночную экономику. А это значит, что упор должен быть сделан на формирование недостающего сегодня среднего звена в структуре российской экономики. Оно олицетворяется крупными промышленными корпорациями или финансово-промышленными группами (ФПГ). Именно в лице ФПГ промышленность России получила бы мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию, обеспечить необходимые условия для перехода к экономике открытого типа.
429
ФПГ способны оказать положительное влияние на развитие конкуренции. Становление нескольких соперничающих групп в каждой из монополизированных отраслей будет означать переход от супермонополизма к олигопольной конкуренции. Тем самым была бы нарушена распространенная ныне тенденция к организации ассоциаций и холдингов, собирающих под своей крышей однотипные производства и тем самым воссоздающих прежний отраслевой монополизм.
ФПГ восполняет недостающие в настоящее время механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов. Это должно благоприятствовать как межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции. Соперничество между ФПГ приведет к их заинтересованности в оказании технологической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним товаропроизводителям Следовательно, мощный импульс получит конкуренция на уровне мелкого и среднего бизнеса. В лице ФПГ государство получит сильных претендентов для участия в реализации государственных программ Появится шанс на размещение крупных госзаказов на действительно конкурсной основе. Расширятся возможности для активизации рыночных механизмов с помощью регулируемого открытия экономики для иностранных конкурентов.
Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения согласованной технической и инвестиционной политики. ФПГ способны существенно улучшить инвестиционный климат в стране, уменьшить связанный с капиталовложениями риск. Наличие банка в группе позволяет быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и перераспределять финансовые ресурсы. ФПГ могут стать реальными центрами планирования. Объединение в рамках ФПГ крупных секторов экономики переводит значительный сегмент поставок между предприятиями с рыночных на трансфертные цены. Это, без сомнения, является фактором снижения инфляции. И, наконец, надо иметь в виду, что создание ФПГ явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влияние на экономическую политику местных властей будет усиливаться.
Для того чтобы обеспечить эффективное становление ФПГ, необходимо создать соответствующие экономические условия, снять ограничения, которые сегодня создают искусственные препятствия на пути появления мощных и конкурентоспособных ФПГ в российской экономике Прежде всего речь идет о снятии ограничений на перекрестное владение акциями; создании института трастового управления государственной собственностью и наделении ФПГ соответствующими правами; снятии ограничений по численности предприятий и персонала, входящего в ФПГ; снятии ограничений на долю банков в уставном капитале ФПГ; консолидированном распределении риска между ФПГ и государством на основе договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро- 430 ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом праве на пользование земельными и другими ликвидными активами; предоставлении государственных полномочий на внешнеэкономическую деятельность, не затрагивающую безопасность России.
На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампанейщины, отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разумная государственная поддержка, но для этого надо отрешиться от рыночных догматов, от наивного представления, что все в России обустроится само собой, что только с помощью рыночных методов можно решить задачу структурной перестройки. ФПГ должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных носителей целевых установок государства в области его экономической политики. Важно поэтому, чтобы ФПГ начинались с реализации целевых федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные мотивы их формирования. Но каждый раз необходима объективная экспертиза, оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в условиях жесткой мировой конкуренции.
В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в форме соответствующих программ. Помимо целевых установок каждая программа содержит специальный раздел, в котором дается обоснование экономическому механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций - освобождение от налогов, льготное кредитование, прямые бюджетные ассигнования, систему временных финансовых дотаций, имущественную поддержку инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается специальной правительственной комиссией в виде государственного заказа, который рассматривается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном бюджете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших государственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государственной программы утверждается в ранге заместителя председателя Правительства России.
Сохранению наукоемкой продукции поможет интеграция финансового и промышленного капитала, создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В целом политика государства должна строиться так, чтобы не создавать преград на пути формирования эффективных финансово-промышленных взаимосвязей. В то же время нельзя допустить превращения ФПГ в фактор монополизации экономики, способ получения льгот и "дешевых" государственных денег под неэффективные проекты. 431
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6