Рефераты. Инвестиционная политика

Инвестиционная политика

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ


Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и
"инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Целевое использование финансовых инвестиций не детерминировано, они могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг; Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

В рыночной экономике непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.
,'Есть и другие факторы, которые влияют на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на предпринимателя; технологические изменения; наличный основной капитал; ожидания. Ожидания предпринимателей могут базироваться на раз-

409 работанных прогнозах будущих условий предпринимательства. Такие неопределенные и труднопредсказуемые факторы, как изменения во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе.
^Длительные сроки службы основного капитала, нерегулярность крупных нововведений, изменчивая природа прибыли и непостоянство ожиданий определяют нестабильность расходов на инвестиции. Проблемы инвестиций в экономической теории и в российской практике во многом взаимосвязаны с таким макроэкономическим явлением, как инфляция.

Основные подходы правительства к оживлению инвестиционного процесса основаны на необходимости снижения инфляции. Расчеты правительственных экспертов показывают, что при среднемесячных темпах инфляции в 5-6% и положительном значении реальной процентной ставки для банков и заемщиков становятся выгодными кредиты по объектам со сроком окупаемости в полгода.
Более низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитования и создать условия для более активных вложений в экономику.

На инвестиционную активность оказывают влияние проблема неплатежей и монополизм.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Инвестиции - то, что
«откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем.
I Кроме того, часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

О значении инвестиций для развития экономики страны можно судить по мультипликатору инвестиций Кейнса. Мультипликатор инвестиций -коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода (производства). Суть его состоит в том, что сокращение инвестиций уменьшает доход (производство) в большей мере, чем сокращаются инвестиции; увеличение инвестиций увеличивает доход
(производство) в большей степени, чем увеличиваются инвестиции. Происходит это потому, что под влиянием первичных инвестиций возникает лавинообразный рост вторичного производства и потребления в сферах, смежных с той, в которой сделаны инвестиции.

'Необходимым условием возобновления экономического роста в России является наращивание объема инвестиций. Между тем в период с начала реформ и по настоящее время идет неуклонный процесс снижения объема капитальных вложений. В 1995 г. объем инвестиций составил
410
31% к уровню 1990 г. В 1996 г. инвестиции в основной капитал составили 370 трлн руб., или 16,4% к ВВП, сократились по сравнению с 1995 г. на 18%.

В 1997 г. сохранилась тенденция к снижению инвестиционной активности.
Общий объем инвестиций в основной капитал в действовавших ценах составил за
1997 г. 408,8 трлн руб., или в сопоставимых ценах 95% к уровню 1996 г. (за
1996 г. - 81,9%). Таким образом, темп спада общих объемов инвестиций уменьшился более чем в три раза.1

Расчеты показывают, что для развертывания структурной перестройки и доведения темпов экономического роста до намеченных показателей за 4 года действия программы общий объем инвестиций в реальный сектор экономики должен быть увеличен до 500 трлн руб. в год ((в ценах 1996 г.), или примерно в 1,4 раза по сравнению с 1996 г. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить 150-170 трлн руб. (30-35 млрд долл).

'Важной макроэкономической проблемой является установление оптимальной доли валового накопления в ВВП. Дело в том, что структура используемого валового внутреннего продукта включает: расходы на конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг. Казалось бы, для ускорения экономического роста необходимо увеличение накопления. Но увеличение фонда накопления сверх определенного уровня неизбежно ведет к задержке решения социальных проблем, в конечном счете к замедлению развития производства. До определенного предела повышение накопления ведет к ускорению развития экономики, после чего наступает его обратное влияние на развитие производства: эффективность снижается, что является следствием закона убывающей доходности - на определенном этапе каждая дополнительная порция капиталовложений должна приносить меньший эффект, чем предыдущая. В такой интерпретации закон убывающей доходности справедлив только для данного времени и фиксированного инновационного потенциала.

России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит^.
Поэтому поставлена задача добиться повышения доли валового накопления в ВВП с 24% в настоящее время до 27-29% к концу 2000 г. при сохранении тенденции к увеличению доли расходов на конечное потребление.

Выделяются две основные группы источников осуществления инвестиционного процесса: внутренние и внешние, причем инвестиционные источники подразделяются на уровне предприятия, региона и страны.

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое
411 снижение финансирования капитальных вложении из бюджетов всех уровней.
Оценки столь резкого поворота государственной инвестиционной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее безусловно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собственные средства предприятий в состоянии стать источником инвестиционного подъема, на что делается расчет правительства. За последние годы изменяется структура капитальных вложений по источникам финансирования, прежде всего в результате институциональных преобразований, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. По данным Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла порядка 28 трлн долл., или ВВП России за 20 лет. Доля России в мировой добыче составляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам -
10-15%. В расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2- 2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 - Германии, в 18-20 - Японии.
Огромен потенциал сельскохозяйственных и городских территорий. Он измеряется цифрой порядка 22 трлн долл. Это позволяет только от аренды городских территорий ежегодно получать порядка 50 трлн руб. в год.

Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. По предварительным оценкам их стоимость составляет порядка 350-380 трлн руб.
Это позволяет на этапе денежной приватизации получить 40-50 трлн руб. дохода в год. Сюда же следует отнести и имущество (движимое и недвижимое), находящееся в частной собственности граждан. При этом, естественно, речь идет о стоимости сверх некоторого гарантированного государством социального имущественного уровня__ По экспертным оценкам, эта величина составляет сегодня порядка 27-35 трлн руб., что позволяет даже при низкой 2%-ной ставке получать в казну дополнительно 5-8 трлн руб. дохода. Можно ожидать, что этот вид дохода будет возрастать и со временем может стать одним из ведущих источников бюджетных доходов. реальной возможностью для государства увеличить свои финансовые ресурсы являются доходы от приватизации, активизация рынка недвижимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков.. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для государственных инвестиций, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций предприятий явля-
412 ются сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в Других сферах и повышение надежности инвестиций.

Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации государственных программ промышленного развития является использование определенной части незадействованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

Продолжающиеся попытки финансировать такого рода программы за счет средств государственного бюджета вряд ли приведут к успеху: в отечественной экономике традиционно крайне низка эффективность расходования бюджетных средств. Хронический дефицит государственного бюджета и связанные с ним усилия по расширению доходной его части за счет "жесткого" налогообложения не делают привлекательным инвестиционный климат. Поэтому одним из важнейших методов реализации приоритетных программ промышленной политики должно стать привлечение средств частных инвесторов.

Решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и зарубежных коммерческих структур лишь путем предоставления им налоговых кредитных, таможенных и других льгот представляется недостаточным и малоэффективным.
Наиболее мощным стимулом, имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов государственной собственности, которые могут выступать в качестве оплаты • за достижение заранее зафиксированных результатов по принятым приоритетным государственным программам,! При этом все финансирование (и связанный с этим риск) по реализации мероприятий ложится на коммерческие структуры, а окончательный'расчет за авансирование ими капитала производится государственными органами по достигнутому результату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.