Рефераты. Инвестиционная политика p> Для осуществления конкретных программ реализации промышленной политики необходимо создать ряд специализированных фондов их реализации по отдельным программам,. Эти специализированные фонды должны выполнять следующие функции: аккумулировать финансовые средства; реализовывать текущее финансирование программ; осуществлять трастовое управление как государственной собственностью, переданной для реализации программ, так и общим объемом льгот и преференций, предоставляемых их участникам.
413

Именно такой подход и должен определить отношение к приватизации неэксплуатируемой государственной собственности, что позволило бы существенно снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспечив необходимый поток финансирования важнейших программ развития России, с одновременным отвлечением "горячих" средств коммерческих структур с потребительского рынка и, следовательно, снижением инфляционного давления.
В рамках задействованного программно-целевого подхода должна решаться и задача конверсии ВПК

Основным источником финансирования являются средства предприятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370
- 400 трлн руб. Из них на инвестиции используется примерно 35-40%. Еще 100-
120 трлн руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего предприятия, таким образом, располагают инвестиционным потенциалом в 480-500 трлн руб.
Инвестиционный потенциал населения составляет свыше 100 трлн руб., сегодня он используется на 15-20%.

Если бы государство сумело создать условия для размещения этих средств на долгосрочной основе, проблему инвестиций можно было бы считать решенной.
Но правительство намерено их привлечь к покрытию своих собственных чрезмерных расходов.

Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды при условии достаточного уровня доходности, доверия, развитом рынке ценных бумаг и высокой их ликвидности Серьезное воздействие на инвестиционную обстановку может оказать индивидуальное жилищное строительство, являющееся уже сегодня одной из "точек роста". Однако сегодня индивидуальное жилищное строительство работает в основном на 5-6% семей с высокими доходами, и его необходимо переориентировать на массового потребителя с широким использованием кредитов, средств государства и предприятий.

Всего, таким образом, внутренние источники обладают инвестиционным потенциалом примерно в 670-690 трлн руб., который используется на 50%.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. В 1995 г. они оценивались на уровне 1 млрд долл., за 3-4 года их объем можно довести до 10-12 млрд долл., или 50-60 трлн руб.
Следовательно, из доступных ныне источников можно мобилизовать 450-470 трлн руб.
; В финансировании инвестиций в российскую экономику трудно переоценить роль коммерческих банков. В этой связи следует отметить, что Россия никогда не согласится быть страной, которая развивает только сырьевые отрасли, поэтому в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов необходимо тесное взаимодействие государства и банковского
414 сектора в оказании поддержки тем секторам экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют значительные конкурентные преимущества на мировых рынках.
.''Говоря о роли банков в финансировании инвестиций, надо исходить из того, что в настоящее время из общего кредитного портфеля коммерческие банки вкладывают в долгосрочные (свыше года) инвестиции только 5% средств.
Вложения в новое производство и даже приобретение акций приватизированных предприятий (за небольшим исключением - предприятия торговли, некоторые сырьевые и экспортные производства) являются малоприбыльными и непривлекательными для банков,. К коммерческим банкам - крупнейшим потенциальным институциональным инвесторам - необходим дифференцированный подход. Для создания условий инвестирования наряду с освобождением банков от налогов на средства, используемые для инвестирования, целесообразно уменьшить размер резервных фондов с использованием высвобождающихся средств на инвестиции. Сокращению рисков банков будет способствово-вать развитие системы государственных гарантий.

При осуществлении банком инвестиционной деятельности наряду с обычными банковскими операциями неизбежно возникает возможность отдать предпочтение высокодоходным краткосрочным операциям. В этой связи необходимы всемерная поддержка существующих и содействие созданию новых инвестиционных банков и их филиалов. Безусловной поддержки заслуживают инвестиционные банки или банки развития, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании капитальных вложений. Их статус необходимо закрепить законодательным путем и подкрепить следующими финансовыми стимулами: существенным - не менее чем в два раза - снижением нормы обязательного резервирования в Центральном банке и ставки налога на прибыль; бюджетным финансированием части ссудного процента по выдаваемым ими кредитам; предоставлением преимущественного права открывать накопительные инвестиционные счета граждан и др.

Эти меры сделают долгосрочные кредиты выгодными как для банков, так и для заемщиков и выравняют условия деятельности специализированных и многопрофильных банков. Для последних целесообразно установить обязательную норму долгосрочных вложений на уровне 10% всех предоставляемых займов. К таким вложениям наряду с кредитами на срок более одного года необходимо относить обязательную покупку коммерческими банками годовых государственных облигаций
['Необходимо усилить государственную поддержку частных инвесторов в рамках совместного финансирования.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления и развития российского рынка ценных бумаг, формирование которого началось в 1991 г. с принятием
415 постановления Правительства "Об утверждении положения об акционерных обществах" и утверждением им "Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР". Ключевой проблемой рынка ценных бумаг являются обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ российских предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами, капиталу.

При правильном формировании рынка ценных бумаг на новом этапе инвестиционной программы в страну могут вернуться средства, нелегально вывезенные из России, которые в несколько раз превышают объем иностранных инвестиций Предпосылки оживления собственного фондового рынка в России вполне реальны, так как в марте 1995 г. две крупные банковские группы, контролирующие до 80% общих кредитных ресурсов финансовой системы России, предложили российскому правительству партнерство. Вполне реально, что совокупная мощность "инвестиционного потока", с которым будут работать объединившиеся банки, может достичь, по оценкам экспертов, примерно 86 млрд долл. Этого будет вполне достаточно, чтобы осуществить на некоторых наиболее перспективных предприятиях инновации, необходимые для того, чтобы их акции заметно повысились, а "живые" деньги заработали на возрождение экономики страны

В настоящее время к числу основных проблем российского рынка ценных бумаг, ухудшающих инвестиционный климат, относятся: слабая защита прав акционеров; недостаточное развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг; проблемы налогообложения. Потенциальные инвесторы опасаются, что не будут обладать надежным правом собственности на приобретаемые ими в России акции.
По инвестиционному климату на протяжении 1992-1995 гг. в рейтинге
«Euromoney» Россия устойчиво занимала 130-150-е место, начиная с 1996 г.
Россия неуклонно повышает свой рейтинг: на 01.09.96 г. - 86-е место (1-е место - Люксембург). В связи с этим в комплексной Программе предлагаются меры по защите основных прав акционеров, включающие дальнейшее развитие нормативной базы и ряд организационных мероприятий (по ведению реестра акционеров, развитию саморегулирующихся организаций)

В настоящее время есть некоторые положительные тенденции, связанные с ходом накопления и развития фондового рынка. Рынок ГКО является важной статьей финансирования инвестиционных социальных программ. Общая капитализация рынка, определяемая суммарной величиной ценных бумаг, находящихся в обращении, исходя из их курсовой стоимости, выросла более чем в 100 раз.

Все большее влияние на рынке ценных бумаг завоевывается муниципальными облигациями, принято предложение о том, что налогообложение на муниципальные облигации должно быть таким же, как на государственные казначейские обязательства. Очень важным является
416 вопрос гарантий по ценным бумагам - гарантами выступают правительство и муниципальные органы, имеется позитивный опыт, когда гарантами становятся акционерные общества.) Так, например, АО "ГАЗ" выступает гарантом получения квартир за счет использования средств от областного нижегородского жилищного займа для долевых вложений в недостроенные объекты.

Для улучшения механизма фондового рынка необходимо осуществить следующие основные мероприятия: эмиссию ценных бумаг с уровнем дивиденда, превышающим инфляцию; разработку методов стимулирования конкуренции инвестиционных фондов, компаний и банков с целью большего вложения ими средств в акции приватизированных предприятий; развитие выпуска облигационных займов в целях финансирования программ развития жилищного и муниципального строительства; проведение инвестиционных конкурсов.

'• Важным источником инвестиций могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, уровень которых сегодня из-за криминализации занижен в 1,5-3 раза. Другим источником является неучтенная прибыль банков (центрального и коммерческих), финансовых компаний, предприятий торговли и промышленности: доходы ЦБ и КБ по валютным операциям, выдача беспроцентных ссуд сотрудникам банков, махинации со сроками уплаты налогов при трансакциях, имитация неплатежеспособности в целях задержки платежей и использования мобилизуемых за счет этого средств, использование подставных лиц и компаний при осуществлении коммерческих операций, незаконные расчеты в наличных, в том числе СКВ Торговля "с рук", "челночный" и "палаточный" бизнес давно превратились в эффективный способ осуществления теневых операций и отмывания "грязных" денег, канал "утечки капитала". Принятие действенных мер по пресечению уклонения от уплаты налогов, создание системы мер, делающих невыгодным и невозможным теневой бизнес, позволили бы значительно увеличить налоговые поступления.

Современные российские экономические проблемы, особенно в сфере инвестиционных процессов2, во многом обусловлены либерализмом, взятым в качестве теоретической модели перехода к рынку, лишь одним из направлений западной экономической мысли. Исторический опыт подтвердил, что либерализм оказался экономическим учением с узким историческим кругозором, далеко отставшим от таких современных течений, как институционализм, эволюционизм и другие.

И не случайно процесс распада прежней системы по либеральным рецептам стал сопровождаться хаотическим возникновением псевдорыночной среды Вместо организации, соответствующей рыночной инфраструктуре, создания эффективной системы гражданского, хозяйственного и финансового законодательства предприятия были брошены в неуправляемую стихию произвольно складывающихся персонифицирован-
27. Заказ №1542.

417

ных отношений В этих условиях они оказались вынуждены изыскивать способы выживания, будучи изначально абсолютно неприспособленными к такого рода проблемам. Лишившись административных средств прикрытия и рычагов воздействия на внешнюю среду, предприятия вынуждены были изобретать способы привлечения ресурсов для своей деятельности.

Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в частности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на которое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в западных странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.